Взаимоотношение между врачом и пациентом традиционно является центральной проблемой медицинской этики, более того, рассматривая здравоохранение с позиции социального института, система взаимоотношений врач-пациент представляется как особого рода ячейка социального взаимодействия [1, 2, 14, 15, 27]. В связи с чем традиционно труды по медицинской этике делают акцент именно на роль врача во взаимодействии с пациентом. Выдающийся российский хирург Б. В. Петровский отмечал, что изучение научных трудов корифеев медицины — Н. И. Пирогова, И. И. Мечникова, Н. Ф. Гамалеи и других привело его к выводу о формировании двух принципиальных этических подходов. Первый можно сформулировать как: «Врач! Исцелись сам», который говорит нам, что врач должен быть образцом здорового образа жизни и нравственности. Второй — «Светя другим — сгораю сам» — призывает врача к самоотверженности и подчеркивает приоритет профессионального долга над личным [12].
Вместе с тем, общение пациентов с сотрудниками медицинских организаций далеко не ограничено кругом врачей, более того, в современных условиях удовлетворенность больного и его родственников от контакта с медицинской системой во многом определяется взаимоотношениями с медицинскими сестрами, санитарками, и даже немедицинскими работниками: регистраторами поликлиники, гардеробщиками, уборщицами, сотрудниками кухни и т. д. [16]. Кроме того, в крупных многопрофильных организациях для оптимизации логистических потоков и снижения нагрузки на руководителей структурных подразделениях вводятся специальные должности, например — административных менеджеров, которые, зачастую, общаются с пациентом больше, чем врачи. Во многом вышеизложенное подтверждается переносом акцентов нормативно-правовой базы от качества медицинской помощи и качеству медицинской деятельности.
Цель нашей работы — на основании анализа этических моделей врача и пациента определить принципы подбора административных менеджеров в многопрофильной медицинской организации.
Провести обзор наиболее распространенных моделей взаимоотношения врача и пациента, — на основании проведенного анализа разработать и внедрить в работу медицинской организации систему подбора персонала.