По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 664.681.9

Формирование потребительских свойств кисломолочного персонализированного продукта для школьников

В.И. Ганина ФГБОУ ВО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва
И.И. Ионова ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
И.В. Рожкова ФГАНУ Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности (ВНИМИ)
Ю.И. Крысанова ФГАНУ Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности (ВНИМИ)

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся взаимосвязи питания и состояния здоровья детей школьного возраста. Показана целесообразность включения в рационы школьного питания кисломолочных пробиотических продуктов, в том числе с использованием аутоштаммов, выделенных от здоровых детей школьного возраста. Представлены результаты исследований по изучению влияния нового аутоштамма пробиотических бактерий на формирование потребительских свойств кисломолочного персонализированного продукта. Установлено, что аутопробиотик можно применять в составе консорциума (закваски) совместно с другими видами молочнокислых бактерий при получении кисломолочного продукта. Показано, что для стабилизации консистенции, которая относится к одному из важных потребительских характеристик, следует применять пребиотики, которые способствуют связыванию свободной влаги и усиливают функциональные свойства кисломолочного персонализированного продукта питания.

Литература:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273–ФЗ (с изменениями).

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

3. Шендеров Б.А. Функциональное питание и его роль в профилактике метаболического синдрома. — М.: ДеЛипринт, 2008. — 319 с.

4. Ганина В.И. К вопросу о функциональных продуктах питания / В.И. Ганина, И.И. Ионова // Молочная промышленность, 2018. — № 3. — С. 44-47.

5. Бакирова М.А. Влияние питания на здоровье школьников / М.А. Бакирова, Г.А. Таракова, С. А. Быкыбаева, Г.Н. Сержанова, Р.Б. Ергешбаева, Н.Ж. Итешова// Вестник КазНМУ. 2016. — № 1. — С. 518–521.

6. Andrews K., Gonzalez A. Contextual risk factors impacting the colonization and development of the intestinal microbiota: Implications for children in low‐and middle‐income countries // Developmental psychobiology. 2019. Vol. 61. — № 5. — P. 714-728

7. Малышев В.К. Современные аспекты сохранения когнитивного и психического здоровья, с помощью функционального питания, стабилизации микробиоты и профилактики дисбиоза / В.К. Малышев, В.Ф. Пятин, Н.П. Романчук, И.И. Сиротко, О.Л. Никитин, Д.В. Романов, А.Н. Волобуев// Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19. — № 6. — С. 42-51.

8. Shreiner A.B. The gut microbiome in health and in disease/ A.B Shreiner, J.Y Kao, V.B Young// CurrOpinGastroenterol 2015; 31 (1): 69-75.

9. Шендеров Б.А. Микробная экология человека и ее роль в поддержании здоровья. Метаморфозы. 2014; 5: 72–80.

10. Hristov K.K. Gastrointestinal Microbiota and Immunity // Journal of IMAB–Annual Proceeding Scientifi c Papers. 2019, Vol. 25, N 3. — P. 2683-2688.

11. de Morais M.B. Microbiota, Environment, and Diet / de Morais M.B., Mello C.S., CarmoRodrigues M.S., Araújo Filho H.B., Melli L.C. F.L., Tahan S., Pignatari A.C.C. // Journal of pediatric gastroenterology and nutrition. 2017. — Vol. 65. — № 1. — P. 24.

12. Хейли Г.Р. Межиндивидуальная вариабельность кишечной микробиоты и реакции организма на соблюдение диеты / Г.Р. Хейли, Р. Мэрфи, Л. Бро, К.А. Баттс, Дж. Коу // NutrRev. декабрь 2017. — 75 (12): 1059-1080

13. Бовбель И.Э. Современные представленияо микробиоте кишечника и возможности эффективного применения пробиотиков в практике врача-педиатра // Медицинские новости. — 2017. — № 2. — С. 25–31.

14. Печкуров Д.В. Микробиота кишечника у детей: от профилактики нарушений становления к предупреждению неинфекционных заболеваний/ Д.В. Печкуров, Т.В. Турти, И.А. Беляева, А.А. Тяжева // Педиатрическая фармакология. 2016. — № 4. — С. 377–383.

15. Kastl Jr A. J. The structure and function of the human small intestinal microbiota: Current understanding and future directions. Cellular and molecular gastroenterology and hepatology / Jr A. J. Kastl, N. A. Terry, L. G. Albenberg, Wu G. D.// Cellular and Molecular Gastroenterology and Hepatology. 2019. Vol. 9. — Issue 1. — P. 33–45.

16. Бельмер С.В. Кишечная микробиота у детей: норма, нарушения, коррекция/ С.В. Бельмер, А.И. Хавкин, Е.О. Алешина, А.В. Алешкин, М.К. Бехтерева, Н.М. Богданова, А.В. Чаплин // Москва: Издательский дом «Медпрактика-М». — 2019. — 472 с.

17. Zhong H. Impact of early events and lifestyle on the gut microbiota and metabolic phenotypes in young school-age children / Н. Zhong, J. Penders, Z. Shi, Н. Ren, К. Cai, С. Fang and at all // Microbiome. 2019. — № 7(1). — P. 2.

18. Шевелева С.А. Пробиотики в пищевой индустрии: нормативная база, перспективы / С.А. Шевелева // Переработка молока, 2018. — №10. — С. 30-34.

19. Вахитов Т.Я. Современные подходы к регуляции состава микробиоты кишечника / Т.Я. Вахитов, С.И. Ситкин С. И., Е.В. Демьянова // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. — 2018. — № 2. — С. 4-6.

20. Ignacio A. Correlation between body mass index and faecal microbiota from children / Ignacio A., Fernandes M.R., Rodrigues V.A., Groppo F.C., Cardoso A.L., Avila-Campos M.J., Nakano V. // Clinical microbiology and infection. 2016. — Vol. 22. — № 3. — P. 258

21. Храмцов А.Г. Пребиотики как функциональные пищевые ингредиенты: терминология, критерии выбора и сравнительной оценки, классификация/А.Г. Храмцов, С.А. Рябцева, Р.О. Будкевич, В.Р. Ахмедова, А.Б. Родная, Е.В. Маругина//Вопросы питания, 2018. — Т. 87. — №1. — С. 5-17.

22. de Morais M. B. Microbiota, Environment, and Diet / de Morais M.B., Mello C.S., CarmoRodrigues M. S., Araújo Filho H.B., Melli L.C.F. L., Tahan S., Pignatari A.C.C. // Journal of pediatric gastroenterology and nutrition. 2017. — Vol. 65. — №1. — P. 24.

23. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

24. ГОСТ 31450-2013 Молоко питьевое. Технические условия (Издание с Поправкой). — М.: Стандартинформ, 2013.

25. ГОСТ 31981-2013 Йогурты. Общие технические условия / М.: Стандартинформ, 2014.

Увеличение спектра продуктов здорового питания для школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в России [1,2]. Роль кисломолочных пробиотических продуктов питания в поддержании нормального состояния организма детей школьного возраста, повышении его резистентности к воздействию агрессивных факторов окружающей среды не вызывает сомнений у ученых разных стран мира. Пробиотические кисломолочные продукты являются поставщиками не только питательных веществ, но и способны оптимизировать конкретные физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции организма ребенка, а также состав микробиоты кишечника [3,4]. Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации имеет тенденцию к ухудшению: общая заболеваемость школьников возрастает; фиксируется рост показателей болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий. Систематическое употребление пробиотических продуктов способствует поддержанию здоровья, снижению риска возникновения заболеваний, ускорению процесса выздоровления детей школьного возраста [5,6,7]. Все это обусловливает необходимость расширения линейки продуктов здорового питания, способствующих профилактике заболеваний у детей школьного возраста, часто связанных с нарушениями полезной микробиоты кишечника.

C нарушением микробиома, включая микробиоту кишечника, ассоциируется широкий спектр патологических состояний: инфекции, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, диарея, воспалительные заболевания кишечника, кишечные колики, язвенная болезнь, ожирение, сахарный диабет, пищевая аллергия, мальабсорбция, рак желудка и толстой кишки, бронхиальная астма, поведенческие нарушения и др. Нормальная микробиота кишечника участвует в разнообразных физиологических функциях организма детей школьного возраста: защитной, пищеварительной, детоксикационной и антиканцерогенной, синтетической, генетической, иммуногенной, метаболической и других [8, 9,10]. На уровне одного индивида пока не удается синхронизировать такие параметры, как пищевые привычки, персонализированный состав и устойчивость кишечной микрофлоры к разным факторам. Состав кишечной микробиоты, как полагают, обусловлен генами индивидуального организма, окружающей средой, а также нет сомнений в том, что на нее влияет рацион питания [11,12]. Разнообразие и качество пищи способствуют поддержанию баланса в микробиоте кишечника, а значит, и состояния здоровья школьника. В этой связи персонализированное регулирование микробиоты у детей школьного возраста все еще остается трудной и нерешенной задачей.

Для Цитирования:
В.И. Ганина, И.И. Ионова, И.В. Рожкова, Ю.И. Крысанова, Формирование потребительских свойств кисломолочного персонализированного продукта для школьников. Товаровед продовольственных товаров. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: