Увеличение спектра продуктов здорового питания для школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в России [1,2]. Роль кисломолочных пробиотических продуктов питания в поддержании нормального состояния организма детей школьного возраста, повышении его резистентности к воздействию агрессивных факторов окружающей среды не вызывает сомнений у ученых разных стран мира. Пробиотические кисломолочные продукты являются поставщиками не только питательных веществ, но и способны оптимизировать конкретные физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции организма ребенка, а также состав микробиоты кишечника [3,4]. Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации имеет тенденцию к ухудшению: общая заболеваемость школьников возрастает; фиксируется рост показателей болезней желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий. Систематическое употребление пробиотических продуктов способствует поддержанию здоровья, снижению риска возникновения заболеваний, ускорению процесса выздоровления детей школьного возраста [5,6,7]. Все это обусловливает необходимость расширения линейки продуктов здорового питания, способствующих профилактике заболеваний у детей школьного возраста, часто связанных с нарушениями полезной микробиоты кишечника.
C нарушением микробиома, включая микробиоту кишечника, ассоциируется широкий спектр патологических состояний: инфекции, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, диарея, воспалительные заболевания кишечника, кишечные колики, язвенная болезнь, ожирение, сахарный диабет, пищевая аллергия, мальабсорбция, рак желудка и толстой кишки, бронхиальная астма, поведенческие нарушения и др. Нормальная микробиота кишечника участвует в разнообразных физиологических функциях организма детей школьного возраста: защитной, пищеварительной, детоксикационной и антиканцерогенной, синтетической, генетической, иммуногенной, метаболической и других [8, 9,10]. На уровне одного индивида пока не удается синхронизировать такие параметры, как пищевые привычки, персонализированный состав и устойчивость кишечной микрофлоры к разным факторам. Состав кишечной микробиоты, как полагают, обусловлен генами индивидуального организма, окружающей средой, а также нет сомнений в том, что на нее влияет рацион питания [11,12]. Разнообразие и качество пищи способствуют поддержанию баланса в микробиоте кишечника, а значит, и состояния здоровья школьника. В этой связи персонализированное регулирование микробиоты у детей школьного возраста все еще остается трудной и нерешенной задачей.