Как было отмечено в одном из предыдущих выпусков журнала (5 номер за 2016 г.), на сегодняшний день перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» [4]. Данные Правила устанавливают порядок формирования следующих перечней лекарственных препаратов:
1) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (перечень важнейших лекарственных препаратов, ЖНВЛП);
2) перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (перечень дорогостоящих лекарственных препаратов, 7 нозологий);
3) перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, ОНЛС);
4) минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (минимальный ассортимент) [1].
Благодаря включению в перечни (списки) фармацевтические компании могут рассчитывать на дополнительные преимущества при реализации лекарственных препаратов. К примеру, включение в Перечень ЖНВЛП позволяет обосновать назначение соответствующей схемы терапии на стационарном этапе. В случае отсутствия лекарственного препарата в данном перечне выписка в таком случае возможна только по решению врачебной комиссии по индивидуальным показаниям (например, непереносимость альтернативной терапии). Предоставляя подобные преимущества, государство, в свою очередь, участвует в регулировании обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации. Так, производители лекарственных препаратов, вошедших в перечень ЖНВЛП, обязаны зарегистрировать фиксированную цену, предельное значение которой с учетом возможных надбавок на разных этапах реализации не может быть превышено.