ГБУЗ СО «Тольяттинский врачебно-физкультурный диспансер» оказывает услуги по проведению углубленного медицинского обследования (УМО) лицам, занимающимся физической культурой и спортом, согласно приказу МЗ РФ от 23.10.2020 № 1144н.
Одной из приоритетных задач для медицинской организации является проведение УМО лицам с отклонениями в состоянии здоровья [1].
«Лица с отклонениями в состоянии здоровья» — это собирательный термин, объединяющий в себе, независимо от вида заболевания, следующие контингенты пациентов:
— инвалиды I, II, III группы (после 18 лет) и дети-инвалиды (до 18 лет) — определяются Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ);
— люди с ограниченными возможностями здоровья — определяются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);
— люди, имеющие специальную медицинскую группу, — определяются врачом по спортивной медицине.
УМО проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, состоянии здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, о состоянии наиболее функционально задействованных физиологических систем организма спортсмена с ограниченными физическими возможностями здоровья.
В связи с тем, что основным потребителем медицинской услуги является пациент, не представляется возможным выстроить четкую систему обеспечения качества медицинской помощи, не учитывая потребности пациента и не имея отлаженного механизма обратной связи. Обратная связь имеет ключевое значение в концепции пациент-ориентированности [2].
Для формирования системы пациент-ориентированности лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения в медицинской организации существует программа обеспечения доступности предоставляемых услуг, разработан план «Доступная среда» по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание диспансера, правила общения и этические нормы в профессиональной деятельности медицинского персонала. Правила общения определяют ключевые принципы и требования, направленные на социальную и психоэмоциональную защиту маломобильных групп населения, предотвращение дискриминации по признаку инвалидности и соблюдение этических норм. Пациент-ориентированность — способность медицинского работника думать и действовать с учетом интересов пациента даже в тех ситуациях, которые не предусмотрены инструкцией. Пациент-ориентированность не равно свойство только работника, это в первую очередь свойство организации — корпоративная культура, которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи и ориентированных в первую очередь на интересы пациента [3].