По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.642 DOI:10.33920/pol-2-2409-02

Формирование оптимального алгоритма действий работодателя при осуществлении дисциплинарного производства

Сухарев Александр Евгеньевич канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, shandor_s@mail.ru

Статья посвящена формированию работодателем на локальном уровне оптимального алгоритма дисциплинарного производства, учитывающего требования законодательства и Верховного Суда РФ об учете при применении дисциплинарных взысканий обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, его тяжести (негативных последствий для организации работодателя), предшествующего поведения работника, его отношения к труду.

При возложении на работников дисциплинарной ответственности работодатели часто сталкиваются с оспариванием примененных ими дисциплинарных взысканий в органах по рассмотрению трудовых споров. Стараясь соблюдать основные правила привлечения работников к дисциплинарной ответственности, предусмотренные в главе 30 ТК РФ, работодатели, к сожалению, часто не учитывают важнейшие для правоприменительной практики требования части 5 ст. 192 ТК РФ об учете при наложении дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен. Пункт 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. от 24.11.2015 г.) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в дополнение к тяжести проступка и обстоятельствам, при которых он был совершен, требует так же учета предшествующего поведения работника и его отношения к труду. Как отмечается в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 (в ред. от 24.11.2015 г.): «Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен».

Таким образом, на практике, если приказы о наложении дисциплинарного взыскания, в том числе дисциплинарного взыскания в виде увольнения, не мотивированны, если в их содержании или в содержании иных актов дисциплинарного производства, исходящих от работодателя (например, в акте результатов служебной проверки), не дается оценка вышеуказанных обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, то данные приказы успешно оспариваются работниками в судебном порядке.

Пример

Так, У., заместитель директора образовательного учреждения, 3 и 4 июня 2021 г. приняла участие в работе XIV сессии Европейско-Азиатского правового Конгресса «Право как ценность», состоявшейся в г. Екатеринбурге. Участие У. в экспертной группе правового конгресса получило высокую оценку в благодарственном письме организаторов конгресса. У. заранее проинформировала директора образовательного учреждения о приглашении его, как директора, и ее, как заместителя директора, на правовой конгресс. Какие-либо возражения по участию У. в конгрессе не были им высказаны. Тем не менее 22.06.2021 г. трудовой договор с У. был расторгнут по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному п.6.ч. 1 ст. 81 ТК РФ, за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение двух рабочих дней (3, 4 июня 2021 г.). В документах дисциплинарного производства работодатель рассмотрел участие У. в работе правового конгресса без письменного приказа об этом как прогул, основание для расторжения трудового договора.

Для Цитирования:
Сухарев Александр Евгеньевич, Формирование оптимального алгоритма действий работодателя при осуществлении дисциплинарного производства. Вопросы трудового права. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: