«Пространство не складывается само по себе или приказом сверху — оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности» [3, с. 56]. Образовательное пространство обладает свойством устойчивости на определенном временнóм интервале. Его наполнение на данном этапе развития среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Цель нашей работы — показать, как в образовательном пространстве колледжа мы строим систему профессиональной подготовки студентов. Образовательное пространство мы рассматриваем как поле потенциальных возможностей, позволяющих личности удовлетворить свои образовательные потребности, выбрать в нем индивидуальный маршрут для получения образования на различных стадиях своего развития. Образовательная система является условием формирования личностью индивидуального пути.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важной является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.
Одним из важных условий формирования образовательного пространства колледжа является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой [1, с. 4–9].
Активные и интерактивные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями. Поэтому применение активных методов обучения в рамках реализации новых ФГОС является актуальным для преподавателей колледжа МосГУ и используется на различных этапах изучения дисциплинарного модуля.
Переход от традиционной лекции к лекции проблемной при изучении правовых дисциплин создает возможность исследовательского отношения к содержанию лекции. Так, преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучающиеся самостоятельно приходят к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом педагог, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, подталкивает их к поиску правильного решения проблемы. Интересной формой проведения практического занятия по данному циклу дисциплин является дискуссия. Например, бурное обсуждение всех за и против по актуальной для возрастной категории студентов теме «Брачный контракт» позволяет обучающимся высказать свое мнение и прийти к общим выводам. Главная задача преподавателя — акцентировать разговор на правовых основах вопроса.