По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формирование нового образовательного уклада в системе дополнительного профессионального образования

Олег Евгеньевич Ломакин д.э.н., к.т.н., ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета, Москва, Россия
Евгений Евгеньевич Можаев д.э.н., профессор, первый проректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета, Москва, Россия

В статье приводится опыт применения новых концепций дополнительного профессионального образования в работе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета. В том числе: партисипативная модель образования; модель «пятерной спирали» — сетевого механизма согласования действий, основанного на принципе коллаборации науки, образования, практики, в основе которого лежит генерация знаний и последующий их трансфер за счет сотрудничества с бизнесом; новый подход к ДПО как проксисистеме между человеческим капиталом и социально-экономическими институтами; переход от реактивной модели ДПО к проактивной; понимание образовательного процесса как фрактальной системы.

Литература:

1. Ломакин О.Е, Шайтан Б.И. Новые концепции осуществления дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 46. — М.: ФГБОУ РАКО АПК, 2023. — С. 29–42.

2. Ломакин О.Е., Можаев Е.Е. Практикоориентированность как актуальный тренд дополнительного профессионального образования // Гидрометеорология и образование. — 2022. — № 1. — С. 68–77.

3. Белая книга открытая консультативная платформа Всемирной метеорологической организации № 2. Будущее национальных метеорологических или гидрометеорологических служб. Эволюция ролей и обязанностей. — WMO. — № 1294. — 81 с.

4. Проценко С.А., Можаев Е.Е., Горкин А.В., Васильева И.В. Формирование человеческого капитала в условиях экономики знаний // Вестник Екатерининского института. — 2022. — № 3. — С. 31–34.

5. Инчхонская декларация и рамочная программа действий по осуществлению цели 4 в области устойчивого развития Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. URL: https://gcedclearinghouse.org/sites/default/ fi les/resources/245656r.pdf

6. Ицковиц Г., Лейдесдорф Л. Тройная спираль — отношения между университетом, промышленностью и правительством: Лаборатория экономического развития, основанного на знаниях. Рочестер, Нью-Йорк. — 1995.

7. Караяннис Э.Г., Кэмпбелл Д.Ф.Дж. «Режим 3» и «Четверная спираль»: на пути к фрактальной инновационной экосистеме 21 века // Международный журнал технологического менеджмента. — 2009. — № 46 (3/4). — С. 201–234.

8. Караяннис Э.Г., Барт Т.Д., Кэмпбелл Д.Ф.Дж. Инновационная модель с пятой спиралью: глобальное потепление как вызов и движущая сила инноваций. Журнал инноваций и предпринимательства. — 2012. — № 1(1).

В настоящее время российская экономика выдвигает новые требования к дополнительному профессиональному образованию как инструменту экосистемы получения «быстрых знаний», поддержания квалификаций, их соответствия потребностям рынка труда, востребованных работодателями [1].

Проблема получения и развития компетенций практических работников стоит довольно остро и основной образовательной институцией, способной дать необходимые для конкретного производства знания в короткий срок и поддерживать их актуальность, является система ДПО.

Среди уровней профессионального образования наибольшую иммерсивность в профессиональную деятельность имеет ДПО. Это связано с рядом детерминированных причин:

— контингент слушателей, состоящий из руководителей и специалистов гидрометслужбы, имеющих высокий уровень мотивации к получению практических компетенций;

— наличие базового образования и опыта практической работы у слушателей обуславливает тесную связь организации образовательного процесса с овладением практическими знаниями и навыками;

— опыт работы профессорско-преподавательского состава Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов с данным контингентом слушателей и постоянные контакты с индустриальными партнерами, что обеспечивает наличие знаний о новой технике, технологиях, применяемых в практической работе;

— участие представителей организаций Росгидромета в разработке и верификации дополнительных профессиональных программ, проведении занятий, оценке качества подготовки слушателей [2].

В своих исследованиях определения приоритетов и разработки новых моделей перехода ДПО к новому образовательному укладу, мы сочли необходимым рассмотреть шесть основных направлений, перспективных для дополнительного профессионального образования в области гидрометеорологии:

— опережающая профессиональная подготовка кадров;

— переход от реактивной модели ДПО к проактивной;

— фрактальное обучение;

— партисипативная модель образования;

Для Цитирования:
Олег Евгеньевич Ломакин, Евгений Евгеньевич Можаев, Формирование нового образовательного уклада в системе дополнительного профессионального образования. Ректор ВУЗа. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: