В настоящее время российская экономика выдвигает новые требования к дополнительному профессиональному образованию как инструменту экосистемы получения «быстрых знаний», поддержания квалификаций, их соответствия потребностям рынка труда, востребованных работодателями [1].
Проблема получения и развития компетенций практических работников стоит довольно остро и основной образовательной институцией, способной дать необходимые для конкретного производства знания в короткий срок и поддерживать их актуальность, является система ДПО.
Среди уровней профессионального образования наибольшую иммерсивность в профессиональную деятельность имеет ДПО. Это связано с рядом детерминированных причин:
— контингент слушателей, состоящий из руководителей и специалистов гидрометслужбы, имеющих высокий уровень мотивации к получению практических компетенций;
— наличие базового образования и опыта практической работы у слушателей обуславливает тесную связь организации образовательного процесса с овладением практическими знаниями и навыками;
— опыт работы профессорско-преподавательского состава Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов с данным контингентом слушателей и постоянные контакты с индустриальными партнерами, что обеспечивает наличие знаний о новой технике, технологиях, применяемых в практической работе;
— участие представителей организаций Росгидромета в разработке и верификации дополнительных профессиональных программ, проведении занятий, оценке качества подготовки слушателей [2].
В своих исследованиях определения приоритетов и разработки новых моделей перехода ДПО к новому образовательному укладу, мы сочли необходимым рассмотреть шесть основных направлений, перспективных для дополнительного профессионального образования в области гидрометеорологии:
— опережающая профессиональная подготовка кадров;
— переход от реактивной модели ДПО к проактивной;
— фрактальное обучение;
— партисипативная модель образования;