По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:616-084-052:37.013

Формирование навыков профилактической работы у специалистов, оказывающих первичную медико-профилактическую помощь взрослому населению

Анисимова О. А. преподаватель сестринского дела в терапии, Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: olgaanisimova19788@mail.ru
Ганеева Г. А. преподаватель сестринского дела в терапии, Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: rcpk2014@yandex.ru
Макарова М. В. канд. мед. наук, заведующая учебно-методическим отделом, Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru
Асулмарданова Л. И. методист учебно-методического отдела, Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17

В статье представлен опыт формирования навыка профилактической работы у средних медицинских работников, оказывающих первичную медико-профилактическую помощь взрослому населению, и обучающихся на базе БУДПО УР РЦПК МЗ УР.

Литература:

1. Водинова Н. Ю., Роль медицинской сестры в проведении школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью / Н. Ю. Водинова, О. Н. Мороз// Международный журнал экспериментального образования. — Пенза: Академия естествознания», 2015. — № 11–6.— С. 810–812.

2. Никишина Н. В., Гажева А. В. Индикаторы оценки качества деятельности медицинских сестер / // Медицинская сестра. — Русский врач, 2012. — № 6. — С. 35–38.

3. Кривонос О. В. Оказание медицинской помощи взрослому населению в центрах здоровья: методические рекомендации/ О. В. Кривонос, Н. В. Погосова, Ю. М. Юферева, Э. М. Кузьмина, А. К. Батурин, А. В. Погожева. — М.: Изд-во ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины», 2012. — 123 с.

4. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — Академия, 2008. — 176 с.

5. Полянская И. А. Реализация системы профилактических мероприятий, включая индивидуальное профилактическое консультирование, на амбулаторном этапе // Фундаментальные исследования. — Пенза: Академия естествознания», 2011. — № 10–2. — С. 351–353.

Федеральным законом Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ определено приоритетное направление системы здравоохранения — проведение профилактических мероприятий для сохранения здоровья населения. Профилактическая работа включена в профессиональную деятельность медицинского работника.

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена, оказывающих первичную медико-профилактическую помощь взрослому населению.

Работа медицинской сестры не ограничивается процедурами, манипуляциями и заполнением документации, большое значение придается ведению санитарно-просветительской и разъяснительной работы среди пациентов и членов их семей. Медицинские сестры обучают родственников приемам и правилам ухода за пациентом, выполнению несложных медицинских манипуляций и оказанию доврачебной помощи при ухудшении его состояния [1].

Чрезвычайно ответственной частью работы медицинской сестры является проведение занятий в школах для пациентов [2].

Конечной целью любой школы является подготовка пациента к самостоятельному управлению своим здоровьем, улучшение качества жизни, стабилизация течения заболевания, снижение количества осложнений [1].

В задачи медицинской сестры, ведущей «Школу для пациентов», входят разъяснение в доступной форме причин заболевания (рис. 1), возможных его осложнений, основных принципов медикаментозного и немедикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием (рис. 2), приемам оказания самопомощи [3, 5].

Находясь на первом этапе просветительской деятельности, медицинская сестра старается установить активное эмоциональное воздействие и в максимально щадящей форме объяснять возникшую проблему пациенту. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требованиям:

Для Цитирования:
Анисимова О. А., Ганеева Г. А., Макарова М. В., Асулмарданова Л. И., Формирование навыков профилактической работы у специалистов, оказывающих первичную медико-профилактическую помощь взрослому населению. Медсестра. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: