Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением развития современного российского образования [1–3]. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, наряду с обеспечением высокого качества знаний, важнейшим личностным результатом выпускника должно стать формирование ценности здоровья и безопасного здоровьеориентированного поведения. Решение этой задачи невозможно без формирования санитарно-гигиенической культуры обучающихся как составной части общей культуры здоровья и здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание является важнейшим направлением системной профилактической работы школы, семьи, медицинских и других общественных организаций.
На актуальность проблемы формирования навыков личной гигиены школьников указывают многие авторы, работы которых посвящены вопросам здоровья детей и формирования здорового образа жизни [4–7, 9]. Среди приоритетных направлений в исследовании проблем гигиены детей и подростков можно выделить обоснование безопасных для здоровья технологий и режимов обучения учащихся разных возрастных групп в аспекте требований новых образовательных стандартов, гигиеническое обоснование безопасных условий и регламентов использования в обучении электронных средств обучения, вопросы дифференцированного обучения школьников разного пола, связанные с учетом возрастных и гендерных психофизиологических механизмов и др. Однако, как считают ряд авторов, сложившаяся система школьного образования не формирует у обучающихся должной мотивации и, как следствие, здоровьесохраняющих гигиенических привычек [6, 8, 11]. Можно говорить, что гигиеническая культура как совокупность гигиенических норм, ценностей, знаний, правил поведения и гигиенических привычек не формируется у значительной части современных школьников [5, 11]. Изучение условий и факторов формирования у школьников гигиенической культуры предполагает анализ взаимосвязи интеллектуального, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, которые в единстве приводят к социально-гигиенической ответственности личности за свое здоровье.