По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.47

Формирование навыков личной гигиены как направление профилактической работы в образовательной организации

Л. А. Денисов д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно эпидемиологического благополучия населения, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва; в.н.с. научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: leoden51@mail.ru, ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Е. В. Нехорошева канд. пед. наук, заведующая научно исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: sjelene@yandex.ru, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
В. Г. Авраменко канд. психол. наук, научный сотрудник научно исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение — Институт делового администрирования, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: avramenko_vg @mail.ru, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

В статье обсуждается проблема формирования культуры личной гигиены обучающихся. На основе данных четырехлетнего мониторинга отношения школьников к требованиям личной гигиены анализируются такие показатели, как информированность, мотивация и гигиеническое поведение школьников различных возрастных групп, а также вопросы отношения школьников к гигиенической среде школы.

Литература:

1. Постановление правительства РФ от 04.10.2000№ 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html.

2. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/.

4. Гуменюк В. Т., Фетисова Г. К., Пономарева В. Б. Опыт организации работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения // ЗНиСО. — 2008. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-raboty-po-gigienicheskomu-obucheniyu-i-vospitaniyunaseleniya (дата обращения: 10.06.2019).

5. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Современные проблемы профилактики заболеваний в школах / Сборник научных статей по итогам межрегиональной науч.-практ. конф. «Здоровьеформирующая среда в современной школе» / сост. и отв. ред. И. В. Рябова. — М.: Издво МГПУ, 2018. — С. 52–62.

6. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве // Санитарный врач. — 2017. — № 10 (164). — С. 20–31.

7. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Поленова М. А. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков в вопросах школьной и университетской медицины и здоровья // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2014. — № 3. — С. 4–14 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schoolshealth.ru/docs/4–2014/KuchmaV_ SukharevaL_PolenovaM_4_2014.pdf.

8. Колягина А. В., Мальчевская М. Л. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 900–903 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/132/36807/ (дата обращения: 10.06.2019).

9. Нехорошева Е. В. Проектный подход к управлению надежной и безопасной для развития школой // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». — 2019. — № 1 (19). — С. 90–98.

10. Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г., Денисов Л. А. Оценка готовности педагогического сообщества к командному взаимодействию в сохранении и укреплении здоровья обучающихся // Здоровьеформирующая среда в современной школе: сб. науч. статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции /сост. и отв. ред. И. В. Рябова. — М.: МГПУ, 2018. — С. 34–42.

11. Диагностика и формирование стиля здорового образа жизни учащихся и студенческой молодежи / Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Маркосян А. А., Авчинникова С. О., Савичева Н. М., Елисеев А. П.: коллективная монография. — М., 2014.

12. Рябова И. В., Нежкина Н. Н., Нехорошева Е. В., Чистякова Ю. В., Иванова Е. В., Соболевская Т. А. О необходимости совершенствования системы научно-методического сопровождения формирования здоровья всех участников образовательных отношений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». — 2018. — № 4 (46). — С. 29–40.

13. Авраменко В. Г., Нехорошева Е. В., Денисов Л. А. Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы // Санитарный врач. — 2019. — № 4. — С. 56–66.

Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся является приоритетным направлением развития современного российского образования [1–3]. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, наряду с обеспечением высокого качества знаний, важнейшим личностным результатом выпускника должно стать формирование ценности здоровья и безопасного здоровьеориентированного поведения. Решение этой задачи невозможно без формирования санитарно-гигиенической культуры обучающихся как составной части общей культуры здоровья и здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание является важнейшим направлением системной профилактической работы школы, семьи, медицинских и других общественных организаций.

На актуальность проблемы формирования навыков личной гигиены школьников указывают многие авторы, работы которых посвящены вопросам здоровья детей и формирования здорового образа жизни [4–7, 9]. Среди приоритетных направлений в исследовании проблем гигиены детей и подростков можно выделить обоснование безопасных для здоровья технологий и режимов обучения учащихся разных возрастных групп в аспекте требований новых образовательных стандартов, гигиеническое обоснование безопасных условий и регламентов использования в обучении электронных средств обучения, вопросы дифференцированного обучения школьников разного пола, связанные с учетом возрастных и гендерных психофизиологических механизмов и др. Однако, как считают ряд авторов, сложившаяся система школьного образования не формирует у обучающихся должной мотивации и, как следствие, здоровьесохраняющих гигиенических привычек [6, 8, 11]. Можно говорить, что гигиеническая культура как совокупность гигиенических норм, ценностей, знаний, правил поведения и гигиенических привычек не формируется у значительной части современных школьников [5, 11]. Изучение условий и факторов формирования у школьников гигиенической культуры предполагает анализ взаимосвязи интеллектуального, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, которые в единстве приводят к социально-гигиенической ответственности личности за свое здоровье.

Для Цитирования:
Л. А. Денисов, Е. В. Нехорошева, В. Г. Авраменко, Формирование навыков личной гигиены как направление профилактической работы в образовательной организации. Санитарный врач. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: