По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.44

Формирование модели качеств лидера в профессиональной деятельности

Бажданова Ю.В. ст. преподаватель кафедры психологии, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, E-mail: asa2006@yandex.ru

В данной статье приводятся результаты проведенного исследования, где рассматривается проблема формирования представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. По итогам представлена модель наиболее значимых качеств лидера в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Практикум по социальной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.

2. Занковский А. Н. Адаптация РМметода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. — М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 1999. — С. 233–252.

3. Пожарская Е. Л., Васякин Б. С., Дебердеева Н. А. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик // Успехи современной науки и образования. — 2016. — Т. 2. — № 3. — С. 72–77.

Изучение лидерства и лидера уже длится достаточно давно. И на данный момент сформировано уже не одно направление, ни одна теория, объясняющие достаточно полно столь многосложное и многоплановое явление. Феномен лидерства сложное явление и изучается далеко не одной наукой, но, даже взяв только одно направление, например, психологию, мы все равно не обнаружим единой точки зрения в понимании и определении лидерства. Все это приводит нас к тому, что исследование лидерства является актуальным и на данный момент. В статье будет изучена и представлена информация о качествах лидера в профессиональной деятельности, которым дается наибольшая значимость.

В настоящий момент существует три основных подхода в изучении лидерства: структурный, поведенческий и ситуационный. Первый подход ориентирован на выявление универсальной структуры личностных черт и характеристик эффективного лидера. Следующий — на выявление универсальных поведенческих особенностей, а третий — на формирование структурной и поведенческой концепции лидера в контексте конкретной ситуации. Но, несмотря на столь всестороннее рассмотрение феномена лидерства, ни в одном из подходов нет единой точки зрения на основные факторы и составляющие данного сложного явления.

В социальной психологии наиболее известны концепции: теория черт, ситуационная и синтетическая. Описание ситуационной теории дается следующее: «Ситуационная теория лидерства, в ней делается особый акцент на аспектах ситуации, в которой функционирует группа. Согласно этой теории, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера» [1, с. 98]. Данная информация дает объяснение, почему мы придаем такое значение качествам лидера. В теории черт понятно почему изучают и формируют списки значимых характеристик лидера. Но также значимыми оказываются качества и свойства человека и в ситуационной теории: только с определенным их набором в той или иной ситуации человек может стать лидером и проявить себя с этой стороны.

Для Цитирования:
Бажданова Ю.В., Формирование модели качеств лидера в профессиональной деятельности. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: