По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.658.2

Формирование международного имиджа России в условиях информационной глобализации

Елена Николаевна Малик канд. полит. наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России
Борис Викторович Пикалов канд. ист. наук, сотрудник Академии ФСО России, Е-mail: inform@national.ru

В данной статье уделяется внимание такому актуальному вопросу, как формирование имиджевой стратегии Российского государства в современном мире. Авторами выявлены основные факторы развития международного имиджа России в условиях информационной глобализации. Указаны основные элементы становления и реализации имиджевого потенциала российского государства, в том числе политический потенциал, географический потенциал и природные ресурсы как часть национального богатства, военный (оборонный) потенциал. Представлены обоснованные выводы, что сегодня в условиях глобальной конкуренции необходимо предпринять целенаправленные усилия для наращивания и использования имиджевого потенциала нашей страны, посредством которого можно изменить восприятие России на международной арене.

Литература:

1. Анохин М. Г., Гришин О. Е. Репутационный капитал современной России: проблемы, опыт, технологии формирования // Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом: сборник тезисов. — М., 2009. — С. 9–12.

2. Белозеров В. К. Страсти по воде. Какие ресурсы будут наиболее востребованы? // Россия в глобальной политике. — 2016. — № 3. — С. 150–160.

3. Василенко И. А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // Власть. — 2013. — № 7. — С. 24–28.

4. Выступление президента РФ В. В. Путина на совещании в МИД России послов и постоянных представителей РФ за рубежом 9 июля 2012 г.

5. Капто А. С. Энциклопедия Мира. — М.: ИД «Академия», 2018. — Т. 2. — 504 с.

6. Меркулов П. А., Малик Е. Н., Мельников А. В. Государственная политика в России: от теории к практике: монография. — Орёл, 2016. — 396с.

7. Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. — 2012. — 27 фев.

8. Шелов-Коведяев Ф. В. Мир и мы. Стереть стереотипы. — СПб.: Алетейя, 2017. — 277 с.

Два эпохальных вызова XXI в. — глобализация и информационная революция — побуждают современные государства искать новые, более эффективные средства политического воздействия: успех страны на мировой арене теперь всё в большей степени зависит от умения сочетать «мягкую силу» (soft power) и «жесткую силу», превращая их взаимодействие в «умную силу» (smart power). В сложившихся условиях одной из ключевых задач современности для каждого государства является создание такой конкурентной идентичности, которая была бы способна сделать образ страны привлекательным, конкурентоспособным, высокоэффективным1.

Для России решение такой задачи существенно осложняется стремлением ее оппонентов сформировать ее устойчивый негативный образ в мировом общественном сознании. Деструктивное информационное воздействие на нашу страну, другие обстоятельства предполагают проведение целенаправленной деятельности по формированию ее имиджа. В настоящее время такая деятельность усиливается.

Поэтому в одной из своих предвыборных статей В. В. Путин имел все необходимые основания отметить, что «Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы»2 . Спустя несколько месяцев при постановке задач дипломатическому корпусу президент России констатировал и следующее: «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, в науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко. А виноваты мы в том, что плохо объясняем свою позицию»3 .

При этом очевидно, что в глобализирующемся мире России предстоит не просто развеять сложившиеся о нашей стране мифы и стереотипы4 , но и решить проблемы, препятствующие ее объективному восприятию за рубежом и создающие общий негативный контекст о стране, в течение многих веков утвердившейся как цивилизация, обладающая самобытной культурной и геополитической идентичностью.

Для Цитирования:
Елена Николаевна Малик, Борис Викторович Пикалов, Формирование международного имиджа России в условиях информационной глобализации. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: