Два эпохальных вызова XXI в. — глобализация и информационная революция — побуждают современные государства искать новые, более эффективные средства политического воздействия: успех страны на мировой арене теперь всё в большей степени зависит от умения сочетать «мягкую силу» (soft power) и «жесткую силу», превращая их взаимодействие в «умную силу» (smart power). В сложившихся условиях одной из ключевых задач современности для каждого государства является создание такой конкурентной идентичности, которая была бы способна сделать образ страны привлекательным, конкурентоспособным, высокоэффективным1.
Для России решение такой задачи существенно осложняется стремлением ее оппонентов сформировать ее устойчивый негативный образ в мировом общественном сознании. Деструктивное информационное воздействие на нашу страну, другие обстоятельства предполагают проведение целенаправленной деятельности по формированию ее имиджа. В настоящее время такая деятельность усиливается.
Поэтому в одной из своих предвыборных статей В. В. Путин имел все необходимые основания отметить, что «Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы»2 . Спустя несколько месяцев при постановке задач дипломатическому корпусу президент России констатировал и следующее: «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, в науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко. А виноваты мы в том, что плохо объясняем свою позицию»3 .
При этом очевидно, что в глобализирующемся мире России предстоит не просто развеять сложившиеся о нашей стране мифы и стереотипы4 , но и решить проблемы, препятствующие ее объективному восприятию за рубежом и создающие общий негативный контекст о стране, в течение многих веков утвердившейся как цивилизация, обладающая самобытной культурной и геополитической идентичностью.