В связи с происходящими в современном мире демографическими изменениями, основной тенденцией которых является постарение населения, изменяется структура общественного здоровья [1]. Достижения медицины, которые продлевают жизнь, привели к увеличению числа людей, живущих с хроническими болезнями [2].
С увеличением продолжительности жизни причиной заболеваемости, инвалидизации и смертности населения чаще будут тяжелые состояния, развивающиеся в результате прогрессирования хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые и легочные заболевания, а также рак. Ежегодно в Европе погибают от рака 1,6 млн больных и около 5,7 млн — от хронических неонкологических заболеваний [3].
ВОЗ определяет хронические состояния как требующие «постоянного вмешательства на протяжении лет или десятилетий». Хронические заболевания предполагают использование комплексных моделей междисциплинарной помощи, при которых необходимо сотрудничество между представителями разных профессий и организаций.
Онкологические заболевания относятся к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, определяющих витальный прогноз пациентов. В результате достижений современной медицины отмечается оптимизация клинического прогноза онкологических больных, увеличивается 5-летняя выживаемость онкологических больных.
При оптимизации клинического прогноза и хроническом течении заболевания континуум онкологической помощи, как и континуум помощи при других хронических заболеваниях, интегрирует специализированную медицинскую помощь, паллиативную помощь и реабилитацию в ситуациях болезни [4]. Однако в большинстве регионов России онкологическая помощь ограничена специализированной (в том числе высокотехнологичной) помощью.
Существующий в России порядок оказания помощи онкологическим больным не учитывает сценарий континуума в ситуациях болезни. Классификация ситуаций разработана М. Орловой [5] и включает три ситуации болезни: первая — ситуация острого заболевания, как правило, обратимая. В сценарии хронического заболевания рассматривают вторую (нетерминальную) и третью (терминальную) ситуации болезни, определяемые соматическими и социальными последствиями заболевания, психологической «ценой» болезни и степенью утраты прежних возможностей личности.