По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Формирование компетенции «работа в команде» в рамках общеуниверситетского элективного курса «Основы педагогической коммуникации»

Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета Россия, 119311, Москва, просп. Вернадского, д. 88, e-mail: krishtofik@gmail.com

Обосновывается необходимость овладения будущими педагогами компетенцией «работа в команде». Сформулированы принципы организации образовательного процесса в вузе, способствующего формированию коммуникативной компетентности студентов, лежащей в основе компетенции «работа в команде». Раскрыты смысловые и функциональные аспекты понятия «педагогическая коммуникация». Представлена структура общеуниверситетского элективного курса «Основы педагогической коммуникации». Подробно описан педагогический аспект в применении деловой игры для активного практико-ориентированного освоения содержания образования.

Литература:

1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002. — 278 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

4. Захарова Е.П. Коммуникативные категории и нормы // Хорошая речь. — Саратов: СГУ, 2001. — 275 с.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

6. Крюгер В. Руководство командой / В. Крюгер. — М.: Изд-во «ОМЕГА-Л», 2006.

7. Курьян М.Л. Понимание процесса межличностной коммуникации // Вече. — 2013. — № 20.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.

9. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. — М.: Просвещение, 2003. — 478 с.

10. Осипов А.М. Социология образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 421 c.

11. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н. — 8 с.

12. Семилет Т.А. Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций // Современное образование. — 2016. — № 4. — С. 97–102 [Электронный ресурс]. — URL: http://e-notabene.ru/pp/article_20571. html (дата обращения: 21.02.2017).

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016– 2020 годы [Электронный ресурс]. — URL: http://фцпро.рф (дата обращения: 29.01.2017).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 44.03.01. Утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 04.12.2015 № 1426. — 19 с.

15. Шеляхина Н.В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве. — Саратов, 2004. — 312 с.

Развитие высокотехнологичного наукоемкого производства в ХХ веке способствовало появлению и становлению партиципативной организационной культуры, на основе которой сформировалась парадигма командного менеджмента. Центральной категорией этой управленческой парадигмы является «команда» — небольшая группа специалистов, способная к самоорганизации и совместным действиям. Необходимость в такой самоорганизации и совместных действиях обычно возникает в тех случаях, когда стоящие перед специалистами задачи не могут быть решены ими в одиночку и для достижения успеха им необходимо самостоятельно скооперироваться и действовать сообща. Отличительными чертами работы в команде являются: единство ценностей всех ее членов, четкая целевая направленность, активное взаимодействие, повышенная продуктивность. Главные принципы существования команды: доверие, самоорганизация, сплоченность.

Поскольку культура участия требует от специалиста умения работать с коллегами в единой команде над решением нестандартных задач, ключевой компетенцией такого специалиста является готовность работать в команде в условиях возрастания неопределенности и усложнения деятельности. В современных условиях работа в команде становится одной из наиболее востребованных компетенций педагога.

Современная система образования в России развивается в направлениях, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы: создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов [13].

Необходимость решения поставленных государством задач развития образования накладывает на учителя значительную ответственность за собственное развитие и развитие своих учеников. Система профессиональной подготовки вынуждена учитывать новые требования к современному педагогу, представленные в нормативных документах, в частности, в профессиональном стандарте «Педагог» и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.

Для Цитирования:
Криштофик Ирина Сергеевна, Формирование компетенции «работа в команде» в рамках общеуниверситетского элективного курса «Основы педагогической коммуникации». Ученый совет. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: