По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Формирование исследователя как одна из главных целей педагога: тезисы с иллюстрациями

Борисенко Виталий Павлович профессор Московского гуманитарного университета, кандидат экономических наук, доцент Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: vpbprof@mail.ru

В статье изложены мнения классиков педагогической литературы, связанные с вопросами целей обучения. Показано, что без интереса к обучению передача знаний невозможна. Автор постулирует идею относительно сложности передачи знаний и не всегда высокой эффективности процесса преподавания. Однако, как показано в статье, главная цель образования — не только обучение, но и формирование личностных качеств. Осуществлена попытка дополнить функции педагога, приведены иллюстрирующие примеры.

Литература:

1. Аристотель — воспитатель Александра Македонского [Электронный ресурс]. — URL: https://vikent.ru/enc/293/ (дата обращения: 20.05.2019).

2. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными / Д. Берджес. — Альпина Диджитал, 2012. — С. 15.

3. Борисенко, В.П. Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса / доцент, канд. экон. наук, профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета В.П. Борисенко. — Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. — 82 с.

4. Борисенко, В.П. Моделирование учебного процесса как системный подход к его совершенствованию. Актуальные вопросы совершенствования дополнительного профессионального образования: Сб. науч. ст. Вып. 1 / под общ. ред. Б.А. Ручкина, О.В. Слесаревой. — Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. — С. 27–30.

5. Борисенко, В.П. Управление знаниями в современных условиях. «Высшее образование для XXI века». IV Международная конференция. Москва, 18–20 окт. 2007 г.: Доклады и материалы. Секция: Педагогика и образование. Вып. 2. — Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 84–87.

6. Борисенко, В.П. Функции преподавателя, направленные на развитие студентов. Сборник трудов 43-й конференции «Стратегии творчества». — И.: LIVREZON. — С. 25. — 2,13 п. л.

7. Возможность развития личности в университете по оценке А.С. Запесоцкого [Электронный ресурс]. — URL: https://vikent.ru/enc/5201/ (дата обращения: 20.05.2019).

8. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — Москва: Педагогика, 1982.

9. Популяризация науки по И.А. Ефремову [Электронный ресурс]. — URL: https:// vikent.ru/enc/525/ (дата обращения: 20.05.2019).

10. Творческие инстинкты детей и задачи педагогики по Марии Монтессори [Электронный ресурс]. — URL: https://vikent.ru/enc/1032/ (дата обращения: 20.05.2019).

11. Творческий метод в преподавании по А.П. Минакову [Электронный ресурс]. — URL: https://vikent.ru/enc/3145/ (дата обращения: 20.05.2019).

12. Число талантливых выпускников высших учебных заведений по оценке Д.И. Менделеева [Электронный ресурс]. — URL: https://vikent.ru/enc/7048/.

13. Шушпанов, А.Н. Где мотивация?! Волевые основы творческого труда. — LIVREZON, 2019.

Большинство преподавателей знают «трех китов», на которых держится образование, — три ступени достоверного знания: знание, понимание, умение. И все это подробно изучает и описывает дидактика — искусство обучения. Цель дидактики заключается в том, чтобы знание учителя стало знанием ученика. Не менее важными являются функции, связанные с популяризацией науки и исследовательской деятельности, способность преподавателя вести исследования и обязанность публиковать свои открытия, развитие у учеников мышления и помощь в формировании новой личности. Данные проблемы затронуты в научной литературе, но пока не стали инструментами педагога. Поэтому возникла необходимость дополнительных исследований в данном направлении.

«Знание есть обладание вещью в разуме, причем на трех ступенях: (1) ее существования, (2) ее причин, (3) ее применения. Через эти три ступени мы приходим к познанию, осмыслению и применению вещи. Первое называется просто знанием, второе пониманием, третье употреблением, пользованием, обращением с вещью. Некоторые говорят здесь о трех ступенях достоверного знания: (1) эмпирической, (2) эпистемической и (3) эвристической. Дидактика есть искусство обучения. Обучать значит добиваться того, чтобы знание одного стало и знанием другого. Конечная цель этого искусства — учить так, чтобы всему преподаваемому научать в совершенстве, достигая того, чтобы обучаемый не только научился всему тебе известному, но и усвоил все, познав ранее неизвестные ему вещи так же, как знаешь их ты» [8].

Про знание, понимание, умение написано множество трудов, попробуем дополнить функции преподавателя. Перевод слова «профессор» с латинского означает «проповедник» или «провозвестник» и подчеркивает важнейшую социальную роль учителей в жизни людей, которая заключается в следующем:

1. Популяризация науки, популяризация исследовательской деятельности — разъяснение современных научных открытий и практических перспектив, что может привести в науку множество талантливых ученых.

Для Цитирования:
Борисенко Виталий Павлович, Формирование исследователя как одна из главных целей педагога: тезисы с иллюстрациями. Ученый совет. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: