Организация интермодальных транспортно-пересадочных узлов (ИТПУ) и интермодальных станций (ИС) играет немаловажную роль в оптимизации перевозочного процесса [1–3] и сокращении времени передвижения пользователей различных видов транспорта; служит катализатором развития прилегающих территорий при комплексном подходе в разработке стратегических планов развития [4]; является фактором увеличения количества рабочих мест; предоставляет больший выбор способов передвижения [5]; рационализирует использование городских территорий; стимулирует развитие малого и среднего бизнеса [6]. В этой связи исследование развития мультимодальной транспортной системы является особенно актуальной.
На сегодняшний день общегородская инфраструктура таких видов транспорта, как трамвай и велосипед, в городах Бакинской агломерации (БА) отсутствует; фуникулерное, метробусное, воздушное и морское сообщение не получило широкого распространения, а развитие этих способов мобильности требует дополнительного рассмотрения и обоснования.
Интермодальный транспортно-пересадочный узел (ИТПУ) — это инфраструктурный элемент транспортной системы населенных пунктов (НП), в котором осуществляется изменение способа передвижения пассажиров, взаимодействие магистральных и городских видов транспорта, перераспределение пассажирских потоков между видами транспорта и направлениями движения в целях оптимизации перевозочного процесса [7, 8].
В структуру многофункциональных ИТПУ могут быть включены различные объекты торговли, обслуживания, отдыха и развлечения населения (рестораны, кафе, магазины, спортплощадки, гостиницы, кинотеатры, экспозиционные залы и т.п.) [9].
Интермодальная станция (ИС) или пересадочный пункт — объект транспортной инфраструктуры НП, предназначенный для остановки общественного транспорта с целью высадки и посадки пассажиров, пересадки с одного вида транспорта на другой, изменения способа мобильности.
По иерaрхии ИТПУ и ИС можно разделить на локальные, районные, городские, региональные (агломерационные), республиканские, международные [10–12]. Данная типология схожа с классификацией автомобильных дорог общего пользования, которые подразделяются на скоростные магистральные дороги междугороднего сообщения (условно категория I), городские магистрали (II), общегородские проспекты, улицы и дороги (III), районные проспекты, улицы и дороги (IV), внутриквартальные дороги (V).