По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.025.7; 004

Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики

Бекбаева Ж.С. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 010011, Республика Казахстан, Нур-Султан (Астана), просп. Женис, д. 62, e-mail: vl_0@mail.ru
Положенцева И.В. канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73, e-mail: vipperh@yandex.ru

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования в условиях информатизации общества. Показана значимость формирования информационно-коммуникационной культуры будущих специалистов, определена роль процесса формирования аналитических умений и критического мышления студентов, предложена технология системно-критического анализа учебных текстов.

Литература:

1. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: монография / Науч. ред. А. В. Мудрик. — М.: МГПУ, 2010. — 232 с.

2. Инновационное развитие профессионального туристского образования: коллект. монография / А. М. Новиков [и др.]. — М.: Логос, 2012. — 339 с.

3. Кубрушко П.Ф. Лысенко Е. Е., Назарова Л.И. Модель смешанного обучения: организация педагогического процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — №5 (59). — С. 47–51.

4. Меньшенин С. Г. Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности // Вестник Самарского государственного технического университета, серия «Психолого-педагогические науки». — 2015. — С. 75–81.

5. Сафонов А. Л. Глобализация: структура, сущность и атрибуты: монография / А.Л. Сафонов. — М.: МГИУ, 2014. — 100 с.

6. Фёдоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Фёдоров. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.

7. Формирование системного мышления как фактора опережающей подготовки специалистов: учеб. пособие / Т. Т. Галиев, P.C. Омарова, Ж.К. Сагалиева [и др.]. — Астана: Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 2015. — 292 с.

8. Шингарева М. В. Принципы и критерии отбора содержания компетентностно ориентированных задач по учебной дисциплине // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». — 2014. — № 1 (61). — С. 113–115.

9. Шмаров А. Годный, необученный [Электронный ресурс] / А. П. Бочков, И. Глинкин. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.e‑rof.ru/jurnal/ postindustrialnoe_obshwestvo.

10. Shishov S., Rabadanova R., Artemyeva S., Tonoyan H., Mezhina A. Implementation of Interaction Principle in Teaching Pedagogical Subjects in University // Espacios. — 2018. — Vol. 39, No 21. — Р. 30.

В настоящее время информации отводится ведущая роль во всех областях науки, культуры, бизнеса и образования. Информация стала неотъемлемой частью нашей жизни и необходимой потребностью людей, а умение работать с информацией является профессиональным качеством специалиста любого профиля [1–5]. Кроме того, становление глобального цифрового пространства как качественно новой, внепространственной социальной реальности, значение которой сопоставимо с ролью физического пространства и объективной физической реальностью, привела к тотальной компьютеризации, возникновению качественно новой человеко-машинной социальной среды, в которой отдельный индивид занимает все более зависимое, неравноправное, манипулируемое положение [5]. Поэтому необходимо совершенствование системы профессиональной подготовки в высших учебных заведениях в условиях цифровой экономики.

Мировая экономика развивается по пути высоких технологий и наукоемких производств, которые требуют использования высококвалифицированных специалистов, обладающих определенным набором личностных и профессиональных качеств, среди которых работодатели особенно выделяют следующее:

• общий уровень развития и базовые знания специалиста;

• способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и выделять в ней главное;

• умение применять полученные знания на практике и постоянно учиться;

• нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста [6–9].

На наш взгляд, необходимо уточнить данный список тем, что выпускник вуза должен владеть современными технологиями работы с интернет-ресурсами, а также иметь высокий уровень информационно-коммуникационной культуры в условиях цифрового общества. Информационно-коммуникационная культура как часть профессиональной культуры включает в себя опыт аналитической деятельности в отношении служебной информации с использованием современных технологий, в том числе специальных программных ресурсов и компьютерных технологий.

Для Цитирования:
Бекбаева Ж.С., Положенцева И.В., Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики. Главный механик. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: