По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:616

Формирование и совершенствование коммуникативных навыков у специалистов здравоохранения в условиях дополнительного профессионального образования

Поскребышева А. И. преподаватель психологии, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: imamova.alla@yandex.ru
Губина О. В. заведующая учебной частью, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: asg585@inbox.ru
Шустова Т. Ф. преподаватель сестринского дела, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования специфики профессионального общения медицинского персонала, работающего в медицинских организациях Удмуртской Республики, и опыт работы по формированию и совершенствованию коммуникативных навыков у специалистов здравоохранения в условиях дополнительного профессионального образования.

Литература:

1.Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М. А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — С. 615.

2.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — С. 607.

3.Стернин И. А. Основы речевого воздействия: Учебное пособие. — Воронеж: Истоки, 2012. — С. 178.

4.Этический кодекс медицинской сестры России (утвержден решением правления РАМС от 24.06.2010).

На современном этапе компетентность в сфере общения медицинских работников является одной из главных составляющих их профессионального мастерства. Эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, их необходимо отрабатывать и тренировать (подобно тому, как работает музыкант или спортсмен). Искусство межличностной коммуникации прямо связано с тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия [1]. Коммуникативные навыки (далее — КН) как одни из важных составляющих профессиональных компетенций (далее — ПК) доступны формированию и объективному измерению.

С целью выявления специфики профессионального общения на современном этапе медицинских работников и их мотивации к совершенствованию коммуникативной компетентности нами было проведено предварительное анонимное анкетирование, в котором приняли участие 280 специалистов здравоохранения среднего звена. Исследование проводилось на базе бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее — Центр). Основная часть испытуемых имела медицинский стаж работы более 15 лет (65 %).

По результатам письменного опроса было выявлено:

1. Круг профессионального общения медицинских работников обширен, включает пациентов и их родственников, коллег (медицинских сестер), врачей, администрацию и младший медицинский персонал.

2. Подавляющее большинство испытуемых отметили, что чаще всего в профессиональной деятельности им приходится взаимодействовать с пациентами (80 %).

3. На вопрос «Какие профессионально важные качества специалиста в сфере здравоохранения в современном обществе наиболее значимы для Вас?» чуть менее половины испытуемых (49 %) ответили, что это прежде всего профессиональные компетенции. Более трети указали на навыки эффективного общения (37 %), и четверть респондентов отметили такую личностную характеристику, как доброжелательность (25 %).

Для Цитирования:
Поскребышева А. И., Губина О. В., Шустова Т. Ф., Формирование и совершенствование коммуникативных навыков у специалистов здравоохранения в условиях дополнительного профессионального образования. Медсестра. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: