На современном этапе компетентность в сфере общения медицинских работников является одной из главных составляющих их профессионального мастерства. Эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, их необходимо отрабатывать и тренировать (подобно тому, как работает музыкант или спортсмен). Искусство межличностной коммуникации прямо связано с тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия [1]. Коммуникативные навыки (далее — КН) как одни из важных составляющих профессиональных компетенций (далее — ПК) доступны формированию и объективному измерению.
С целью выявления специфики профессионального общения на современном этапе медицинских работников и их мотивации к совершенствованию коммуникативной компетентности нами было проведено предварительное анонимное анкетирование, в котором приняли участие 280 специалистов здравоохранения среднего звена. Исследование проводилось на базе бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее — Центр). Основная часть испытуемых имела медицинский стаж работы более 15 лет (65 %).
По результатам письменного опроса было выявлено:
1. Круг профессионального общения медицинских работников обширен, включает пациентов и их родственников, коллег (медицинских сестер), врачей, администрацию и младший медицинский персонал.
2. Подавляющее большинство испытуемых отметили, что чаще всего в профессиональной деятельности им приходится взаимодействовать с пациентами (80 %).
3. На вопрос «Какие профессионально важные качества специалиста в сфере здравоохранения в современном обществе наиболее значимы для Вас?» чуть менее половины испытуемых (49 %) ответили, что это прежде всего профессиональные компетенции. Более трети указали на навыки эффективного общения (37 %), и четверть респондентов отметили такую личностную характеристику, как доброжелательность (25 %).