По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2504-10

Формирование и развитие навыков бесконфликтного обслуживания пациентов и управление собственным стрессом

Денисова Светлана Владимировна старшая медицинская сестра поликлиники № 1, ГБУЗ СО «Сызранская ЦГРБ», 446001, г. Сызрань, ул. Советская, д. 17, e-mail: denisovasv@gbuzgp1.ru, https://orcid.org/0009-0008-0611-3432
Широкова Татьяна Викторовна психолог, ГБУЗ СО «Сызранская ЦГРБ», 446001, г. Сызрань, ул. Советская, д. 14, e-mail: tvshirokova63@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-8623-0848

В статье освещены вопросы организации работы для психологического благополучия персонала медицинской организации и пациентов, разобраны проблемы и пути их решения, представлены результаты работы в рамках реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Литература:

1. Яковлева Т. В. Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Реализация проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» /Т. В. Яковлева, Е. Г. Камкин, Е. В. Каракулина и др. — М. — 2019; С. 68.

2. Каракулина Е. В. Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» /Е. В. Каракулина, Э. К. Вергазова, И. Н. Ходырева и др. — М. — 2019; С. 82.

3. Бойко В. В. «Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении» /В. В. Бойко. — СПб. — 2023; С. 28.

4. Васильев С. В. «Синдром профессионального выгорания» /С. В. Васильев // Медицинская сестра. — 2019. — № 3; С. 30–32.

1. Yakovleva T. V. Methodological recommendations of the Ministry of Health of the Russian Federation «Implementation of improvement projects using lean manufacturing methods in a medical organization providing primary health care» /T. V. Yakovleva, E. G. Kamkin, E. V. Karakulina et al. — M. — 2019; S. 68. (In Russian)

2. Karakulina E. V. Methodological recommendations of the Ministry of Health of the Russian Federation «New model of a medical organization providing primary health care» /E. V. Karakulina, E. K. Vergazova, I. N. Khodyreva et al. — M. — 2019; S. 82. (In Russian)

3. Boyko V. V. «Emotional burnout syndrome in professional communication» /V. V. Boyko. — St. Petersburg. — 2023; S. 28. (In Russian)

4. Vasiliev S. V. «Professional burnout syndrome» /S. V. Vasiliev //Nurse. — 2019. — No. 3; P. 30–32. (In Russian)

Обычно недопонимания, разногласия и споры зарождаются на почве недовольства, неверной интерпретации слов или неприязни, неудачных шуток и других подобных причин. В этих случаях не обойтись без навыков бесконфликтного общения и умения сглаживать неприятные инциденты [1].

Способность разрешать конфликтные ситуации без угроз, ругательств, насилия, с учетом чувств и взаимных интересов крайне актуальна. Бесконфликтное общение строится на эмпатии, умении выслушать оппонента, попытаться понять его точку зрения, а затем аргументированно донести свою позицию без криков и давления [2, 3].

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, которые пронизывают профессиональную деятельность медицинских работников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных и коррекционных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Как у пациента, так и у медицинского работника присутствуют собственные мотивы взаимодействия, медицинскому персоналу при этом принадлежит существенная роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия. Поэтому все больше людей берутся за изучение бесконфликтного общения [4].

Условия труда медицинской сестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, ежедневный режим работы, включая выходные, требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.

Причинами усталости и нервозности медицинских работников можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест. Из эргономических факторов медицинские сестры чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. Большинство медицинских работников имеют ненормативный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой.

Для Цитирования:
Денисова Светлана Владимировна, Широкова Татьяна Викторовна, Формирование и развитие навыков бесконфликтного обслуживания пациентов и управление собственным стрессом. Медсестра. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: