Обычно недопонимания, разногласия и споры зарождаются на почве недовольства, неверной интерпретации слов или неприязни, неудачных шуток и других подобных причин. В этих случаях не обойтись без навыков бесконфликтного общения и умения сглаживать неприятные инциденты [1].
Способность разрешать конфликтные ситуации без угроз, ругательств, насилия, с учетом чувств и взаимных интересов крайне актуальна. Бесконфликтное общение строится на эмпатии, умении выслушать оппонента, попытаться понять его точку зрения, а затем аргументированно донести свою позицию без криков и давления [2, 3].
Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, которые пронизывают профессиональную деятельность медицинских работников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных и коррекционных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Как у пациента, так и у медицинского работника присутствуют собственные мотивы взаимодействия, медицинскому персоналу при этом принадлежит существенная роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия. Поэтому все больше людей берутся за изучение бесконфликтного общения [4].
Условия труда медицинской сестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, ежедневный режим работы, включая выходные, требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.
Причинами усталости и нервозности медицинских работников можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест. Из эргономических факторов медицинские сестры чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. Большинство медицинских работников имеют ненормативный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой.