По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371:34

Формирование и развитие дистанционного образования как важный социальный процесс (сравнительный анализ)

Н. Х. Маннанова старший научный сотрудник — соискатель кафедры cоциологии, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент

В статье изучается процесс формирования и развития дистанционного обучения, исследуется задача отображения этого процесса в законах об образовании. Проводится анализ законов об образовании, принятых в Южной Корее, Германии, Индонезии, Малайзии, Молдове, Туркменистане, Казахстане, Российской Федерации именно по тем пунктам, которые напрямую связаны с организацией, развитием и совершенствованием системы дистанционного образования. Анализируются условия, созданные для формирования дистанционного образования в Узбекистане. В этой работе также определяется необходимость развития и совершенствования дистанционного образования, так как это соотносится с требованиями к образованию применительно к определённым слоям общества. Приведены предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию эффективности внедрения дистанционного образования для различных социальных групп и слоев населения.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2007 г. № 319-III. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2015 г.) Ст. 27. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.zakon. kz/141156-zakon-respublikikazakhstan-ot-27.html (дата обращения: 10.09.2017).

2. Закон Туркменистана «Об образовании», 2013. Ст. 10. [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.turkmenistan. gov.tm/?id=4030 (дата обращения: 01.09.2017).

3. Кодекс Республики Молдова «Об образовании», 2014. Ст. 27, 31 [http://lex. justice.md/ru/355156].

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ. 2012. (ред. от 13.07.2015). Ст. 13, 16,18, 110. [http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174].

5. Act of the republic of Indonesia Number 20, Year 2003 on National Education System. Article 13, 31, 67. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// planipolis.iiep. unesco.org/upload/Indonesia/ Indonesia_Education_Act.pdf (дата обращения: 22.09.2017).

6. Laws of Malaysia. Education Act 1996. Incorporating all amendments up to 1 January 2006. Part I, Part XIII. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// planipolis.iiep.unesco.org/upload/Malaysia/Malaysia_Education_Act_1996.pdf (дата обращения: 12.09.2017).

7. The Education System in the Federal Republic of Germany 2012/2013.

8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kmk.org/fi leadmin/doc/ Dokumentation/Bildungswesen_en_pdfs/dossier_en_ebook.pdf (дата обращения: 18.09.2017).

9. Голышева М., Диденко А. и др. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 4 (11).

10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kentico.ec.uz/Infomation/ About.aspx?lang=uz-Latn-UZ (дата обращения: 29.08.2017).

11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=2909066 (дата обращения: 03.09.2017).

12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kun.uz/015/09/18/ (дата обращения: 14.09.2017).

Система образования является очень важным социальным процессом, формирующимся веками. Внедрение в жизнь населения быстроразвивающейся техники и технологий помогает обучающимся повышать уровень образования и подготовки согласно требованиям времени. В частности, на сегодняшний день дистанционное обучение, являясь важным социальным процессом в мировом сообществе, выступает как удобная форма в системе образования. Социальное значение и преимущества дистанционного обучения в основном проявляются в возможности получения образования различными слоями общества. Дистанционное обучение может быть выгодно следующим лицам:

желающие получить высшее образование (или второе высшее образование) не выезжая за пределы родного города;

желающие повысить свою квалификацию или переквалифицироваться;

студенты, желающие получить второе образование без отрыва от основной учебы;

жители периферии, желающие обучаться в столичном вузе;

люди с ограниченными возможностями;

солдаты срочной службы, военные;

люди, не имеющие свободу передвижения на какое-то время;

люди, отбывающие наказание.

Кроме того, равные возможности между различными слоями общества, а также отсутствие возрастных ограничений делает дистанционное обучение социально привлекательным. Откуда следует, что дистанционное образование, являясь значимым не только для молодежи, но и для старшего поколения, служит одной из важных звеньев в цепочке развития интеллектуального капитала человечества.

Обратим внимание на мировую практику. Многие государства с помощью своевременного реформирования образования с современными технологиями внедряли это в социализации общества.

Использование и реализация технологии дистанционного образования имеет четкую законодательную базу во многих зарубежных странах. Например, С 1999 года в Южной Корее был принят целый ряд законов: Закон о непрерывном образовании (1999 г.), Закон об управлении знаниями и информационными ресурсами (2000 г.), Закон о развитии индустрии e-learning (2004 г.), Стандарт качества электронного обучения (2006 г.) [8, С. 49].

Для Цитирования:
Н. Х. Маннанова, Формирование и развитие дистанционного образования как важный социальный процесс (сравнительный анализ). Социальная политика и социальное партнерство. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: