Привлечение организацией заемных средств может осуществляться в различных формах и предполагает разработку методических основ систематизации и раскрытия информации о фактах хозяйственной жизни на основе учетной политики. Вопросы распределения расходов, связанных с привлечением кредитов и займов, являются дискуссионными, решение которых определяется профессиональным суждением бухгалтера, формируемым посредством использования отечественных и международных регулятивов. Проблемы платности заемных средств исследовались в работах отечественных и зарубежных авторов [4–7], однако сохраняются вопросы реализации российских и международных принципов и правил в части учета расходов по кредитам и займам.
Порядок систематизации и раскрытия информации о расходах по займам организаций общественного сектора установлен МСФО ОС 5 «Затраты по займам».
Расходы по займам включают проценты по банковским овердрафтам, краткосрочным и долгосрочным заимствованиям; иные дополнительные расходы, связанные с получением заемных средств; платежи, связанные с финансовой арендой; курсовые разницы в результате привлечения займов в иностранной валюте в части начисленных процентов. При наличии выплат за используемый капитал их признание в качестве расходов по займам устанавливается на основе профессионального суждения, так как они могут выступать фактической или вмененной стоимостью чистых активов/капитала.
В качестве основного метода признания расходов по займам предусматривается их отражение в составе расходов периода их осуществления независимо от направлений использования. Альтернативный способ отражения затрат по займам предусматривает возможность их капитализации посредством включения в стоимость квалифицируемого актива. В качестве квалифицируемых активов МСФО ОС 5 «Затраты по займам» [1] представлены офисные здания, больницы, объекты инфраструктуры: дороги, мосты, активы электроэнергетики, а также материально-производственные запасы, подготовка которых к использованию или продаже предполагает значительный период времени. Не являются квалифицируемыми активы, готовые к использованию по назначению или к продаже при приобретении, а также характеризующиеся непродолжительным периодом производства. Расходы по займам, признанные подлежащими капитализации, должны отвечать критериям, установленным МСФО ОС 5 «Затраты по займам», в частности вероятности обеспечения будущих экономических выгод или возможности полезного использования актива, а также надежности оценки. Расходы по займам, подлежащие капитализации, непосредственно связаны с приобретением (созданием) квалифицируемого актива, и их несложно определить при формировании фактической себестоимости конкретного актива. Трудности могут возникнуть при привлечении займов контролирующей организацией, возглавляющей группу организаций, целями которых наряду с социальной политикой может являться получение прибыли. Например, правительственный департамент жилищного фонда может быть административной организацией, в состав которой входят организации, предоставляющие жилье на льготных условиях и коммерческой основе. Административная организация может использовать различные долговые инструменты с переменными процентными ставками и перечислять средства займов организациям, входящим в группу, в виде займов, грантов, направлять на увеличение капитала. Переводы могут осуществляться на беспроцентной основе, а также на условиях частичного возмещения расходов. Сложности с включением расходов по займам, возникающие при получении займов в иностранной валюте, колебании курсов, существенной инфляции, вызывают необходимость принятия решения о распределении расходов на основании профессионального суждения. При принятии альтернативного порядка учета расходов по займам он применяется последовательно к расходам по займам, привлекаемым на приобретение, строительство, производство квалифицируемых активов организацией.