По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формирование единого образовательного пространства Евразийского экономического союза

Виктор Иванович Гришин ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор
Ключевые слова:

Современный мир характеризуется развитием процессов глобального взаимодействия государств на всех уровнях. Можно судить о данном явлении, опираясь на опыт Европейского союза: экономическая интеграция автоматически приводит к необходимости интеграции кадрового обеспечения данного процесса и, как следствие, сближения национальных образовательных систем. Необходимость осуществлять подготовку квалифицированных специалистов, которые смогут построить карьеру в любой точке мира, ставит перед правительствами и представителями высшей школы задачу по формированию единого образовательного пространства. Примером решения данной задачи может служить интеграционный проект в образовательной сфере, получивший известность под названием «Болонский процесс».

Безусловно, Европейский союз — не единственный пример межгосударственной образовательной интеграции, подобные процессы протекают и в других регионах мира: Латинской Америке, Западной Африке и странах Азии.

Евразийский экономический союз ориентирован на создание новой системы выгодного для всех стран-участников практического сотрудничества, данная цель закреплена в ст. 4 Договора о создании ЕАЭС. Важным остаётся вопрос подготовки специалистов, обслуживающих данную систему. Это должны быть профессионалы, обладающие специфическим набором компетенций, понимающие сущность процессов внутри ЕАЭС, подготовленные к новым вызовам. Подготовить таких сотрудников, востребованных на новом едином трудовом рынке, невозможно без создания единого образовательного пространства. При этом необходимое правовое обеспечение процессов создания и функционирования единого образовательного пространства ЕАЭС пока ещё не сформировано — в текущей версии договора упоминаний о подобных проектах нет.

Кроме согласования юридических аспектов, ещё одним из ключевых моментов в рамках реализации подобного проекта станет движение в сторону сближения содержания образовательных программ вузов стран-участников. Необходимо отметить, что в течение последних 20–25 лет все бывшие советские республики осуществляли значительную трансформацию советской образовательной модели. Изменения стали естественным продолжением общей совокупности социально-экономических преобразований в этих странах, ответом на меняющиеся реалии общественной жизни, политические установки, запросы со стороны всех секторов национальной экономики. Одной из целей процесса трансформации должно стать достижение схожего по качественным характеристикам конечного результата.

Для Цитирования:
Виктор Иванович Гришин, Формирование единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Ректор ВУЗа. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала