По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.43

Формирование человека: проблемы образовательного универсума

Валеева Елена Викторовна. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал). Россия, 607220, Нижегородская область, Арзамас, ул. К. Маркса, 36, e-mail: ev.visual@mail.ru

Всю историю образования можно представить как универсальный Текст формирования человека, который состоит из античности, Средневековья, Просвещения, XIX, ХХ вв. и современности. Выделенные периоды представляют собой определенные этапы смены образовательных парадигм внутри единого образовательного Текста. Процесс концептуализации позволяет вписать одно знание в другое, а в конечном итоге — и в культуру. Метафоремы позволяют осуществить входы в каналы образовательной реальности «на все времена» и помогают определить все образовательное пространство как образовательный универсум, методологическим принципом анализа которого является континуальность.

Литература:

1. Филиппов А.Ф. Социология пространства [Текст] // А. Ф. Филиппов. — СПб.: Владимир Даль, 2008. — С. 21.

2. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ  век [Текст]  / А.П.  Огурцов, В.В. Платонов.  — СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с

3. Фортунатова В.А. Культура и образование [Текст] // В.А. Фортунатова. — Н.Новгород: НГПУ, 2010. — С. 149.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике [Текст]  / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 69.

5. Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60–80-х гг. [Текст] / В.А. Фортунатова // Автореферат на соиск. уч. ст. д. филол. н. — СПб., 1995. — С. 6.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. [Текст] / К. Д. Ушинский. — М., 1988. Т. 1, Т. 2.

7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой. — М., 1989.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1994.

9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. — М.: Дом педагогики, 1999. — 600 с.

10. Макаренко А.С. Мой метод [Текст] / А. С. Макаренко // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост С. Ф. Егоров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

11. Поппер К. Логика и рост научного знаниям [Текст] // К. Поппер. — М.: Прогресс, 1983. — С. 54–60.

12. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы [Текст] / И. Лакатос. — М.: Наука, 1967. — 152 с.

13. Kuhn T.S. The Structure of Scientifi c Revolutions [Текст] / T. S. Kuhn. — Chicago, 1962; M., 1975.

14. Feyerabend Р.К. Consolation for the Specialist. — In: Lakatos I. and Musgrave A. (eds.). Criticism and the Growth of Knowledge. — Cambridge, 1970. — Р. 197–218 (для настоящего издания переведены первые шесть из девяти разделов работы).

15. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики [Текст] // В.А. Канке. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 37.

16. Бор Н. Вступительная речь [Текст] / Н. Бор // Бор Н. Избранные труды. В 2 т. — М.: Наука, 1971. Т. 2. — С. 15.

17. Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды [Текст] / Г. Г. Шпет. — М., 2005. — 480 с.

18. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которымимыживем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 480 с.

19. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры [Текст]  / Х.  Ортега-и-Гассет  // Теория метафоры. — М., 1990. — С. 68.

20. Матурана У. Биология познания [Текст]  // Язык и интеллект. Пер. с англ. и нем., сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. — М.: «Прогресс», 1996. — С. 95–141.

21. Кассирер Э. Сила метафоры [Текст]  / Э. Кассирер  // Теория метафоры.  — М. 1990. — С. 33–43.

22. Mozhayeva A.B. Allegorical forms in the novel of the XX century [Текст]  / A. B. Mozhayeva // Artistic guides of foreign literature of the XX century. — M.: Institute of World Literature after A. M. Gorky, the Russian Academy of Science, 2002. — С. 220–221.

23. Schleiermacher Friedrich. From On the Diff erent methods of Translating  // Theories of Translation: An Anthology of Essays from Dryden to Derrida: Ed. by Rainer Schulte and John Biguenet. — The University of Chicago Press: Chicago and London, 1992. — Р. 36–54.

24. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / В. Дильтей // Под ред. A. B. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B. C. Малахова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 270–730.

25. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии [Текст] / М. Хайдеггер. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 620 с.

26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. — 560 с.

27. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике [Текст]  / П. Рикер. — М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002. — 620 с.

28. Щедровицкий Г.П. Избранные труды [Текст]  / Г.П.  Щедровицкий.  — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.

29. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику [Текст]  / Г.И.  Богин.  — М.: Психология и  Бизнес ОнЛайн, 2001. — 420 с.

30. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы [Текст] / Э.В. Баркова // В диапазоне гуманитарного знания. Сб. к  80-летию профессора М. С. Кагана. Серии «Мыслители», Вып. 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. [Электронный ресурс.] URL: http: anthropology.ru/ru/texts/barkova/ kagan_ 14.html

Статья поступила 10.01.2017 г

Образовательный процесс — процесс взаимодействия педагогических теорий и практик, возникших в разное время. Этот процесс осуществляется на первом этапе как их контакт, который, в свою очередь, предполагает некое пространство встречи, что «делает возможным графическое представление отношений последовательности и сосуществования как в терминах единиц раздельности, так в терминах единиц контакта» [1. С. 21]. Очевиднее всего различия и сходства проявляют себя в периоды смены научных парадигм.

Смена парадигм привела к возникновению нового направления — философии образования [2]. В этом сегодня уже устойчивом понятии заложено определенное противоречие, которое на практике порождает множество профессиональных проблем, не отрефлексированных научным сообществом, а потому предстающих в виде неразрешимых загадок и тупиковой ситуации, в которой оказалась отечественная школа как среднего, так и высшего уровней. Дело в том, что в самой философии образования заложено некое не стимулирующее, но стагнирующее начало. «Любовь к образовательной мудрости» оборачивается консервативностью, неподвижностью и неэффективностью в работе педагога, который любую проблемную ситуацию «разрешает» цитатой из опыта великих предшественников, чья мудрость и составляет основу всей образовательной философии. Между тем, образование — это вечно обновляющийся процесс, зависимый от времени протекания, от особенностей исторической эпохи, от задач, которые ставит перед ним общество. Сочетание актуального и вечного, традиционного и инновационного редко в наши дни находится в гармоническом единстве. Восстановление такой гармонии является сложной гуманистической задачей. Обновление этой важнейшей сферы, от которой зависит не только будущее, но и настоящее, определяемое молодым поколением. Образовательная концепция сегодня, на наш взгляд, должна исходить из смыслового понимания образовательного пространства.

Всю историю образования можно представить как универсальный Текст формирования человека. Этот Текст создается за счет человека и для него. Этот Текст отражает историю человека и его современность, поэтому в качестве методологической основы его анализа может быть выбран важный методологический принцип современной науки, которым является плюрализм. Плюрализм исключает монополизм из концептуальной сферы любого исследования, поскольку координирует разные научные подходы, что приводит к объемному видению изучаемого материала. Можно сказать, что методологическая основа начатой работы политеоретична.

Для Цитирования:
Валеева Елена Викторовна., Формирование человека: проблемы образовательного универсума. Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: