Организация — плательщик налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации основных средств и прочего имущества отражает в налоговой декларации по налогу на прибыль в составе доходов от реализации, в то время как в бухгалтерской (финансовой) отчетности эта же сумма отражается в составе прочих доходов в Отчете о финансовых результатах. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в ИФНС только за год и вопросы от налоговых инспекторов поступают только по годовой отчетности о том, почему выручка в бухгалтерской и налоговой отчетности не совпадает, в то время как итоговая сумма доходов может и совпадать полностью.
Организации обращаются в Минфин России с вопросами о признании и раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности выручки организации, имея в виду, что нельзя ли было бы отразить выручку от реализации основных средств и прочего имущества в составе показателя выручки, а не в составе прочих доходов, желая избежать требований о предоставлении разъяснений со стороны налогового органа.
Минфин России в ответ на такие вопросы отвечает, что при признании и раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности выручки организации следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32 н (письмо Минфина России от 19.02.2018 № 07–01– 09/10149), в котором такое объединение выручки от основной деятельности и инвестиционной деятельности (в Отчете о движении денежных средств положительные денежные потоки, связанные с реализацией внеоборотных активов, отражаются в составе инвестиционной деятельности отчитывающейся организации) не допускается.
В Минфин России поступают вопросы об отражении в бухгалтерском учете нескольких частей одного объекта, сроки полезного использования которых существенно различаются. С чем это связано? Минфин России в своих ответах цитирует Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, в п. 5 которого указано, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (письмо Минфина России от 16.02.2018 № 07–01–09/9830).