Статья поступила 07.08.2023.
Уход «классических» жанров фольклора с культурной сцены, ставший особенно заметным во второй половине XX в., породил иллюзию того, что в современной культуре западного типа, характеризующейся массовой грамотностью, массовым потреблением культурных благ, высокой степенью урбанизации, фольклора либо нет вообще, так как в нем отпала надобность (например, погодные приметы неактуальны для современного горожанина), либо он превратился в «постфольклор» [29, с. 19]. Происходит сокращение ареала крестьянского фольклора при одновременном расширении ареала фольклора городского: урбанистическая культура выступает «локомотивом фольклорного процесса» [15, с. 16]. Факт перемещения «практики непрофессионального художественного творчества из сельской в городскую социальную среду» уже более двадцати лет назад зафиксировал А.Я. Флиер [27, с. 236].
Данные обстоятельства способствовали развитию дисциплинарного кризиса в фольклористике, встряхнув ее основания, заставив научное сообщество задуматься над теоретическими предпосылками осуществляемой деятельности, используемой методологией, терминологическим аппаратом. Академическая наука отвечает на вызовы со стороны внешнего мира попытками утверждения новых дисциплин, пересмотром предмета исследования, переосмыслением и концептуализацией терминов, лежащих в основе научной дисциплины. Б.В. Дубин отмечает, что «кризис предмета — это всегда кризис аксиоматики интерпретатора, его “концепции реальности”, которую ... требуется поставить под вопрос» [10, с. 303], а потому предметом дискуссий стало смысловое наполнение даже такого основополагающего термина, как «фольклор».
Мы признаем значительную роль, которую сыграл предложенный С.Ю. Неклюдовым термин «постфольклор» в развитии науки, его изучающей. С.Ю. Неклюдов отказался от научной моды объявлять «конец» всего (истории, социального и т.п.), в том числе и фольклора. Вместе с этим фольклор был осмыслен не как статичный, «вневременной» феномен, признавались факт его исторической динамики (архаические формы фольклора — крестьянский фольклор — постфольклор), необходимость учета стадиального состояния: если на предыдущих этапах развития фольклор ассоциировался с крестьянским миром, то с XX в. в фокус внимания исследователей, сначала зарубежных, а затем и отечественных, все чаще и настойчивее стали попадать город и генерируемые им формы словесности, традиций и т.д.