Актуальность проблемы
Мочекаменная болезнь (МКБ) в настоящее время занимает лидирующее место среди всей урологической патологии и, по данным разных авторов, составляет от 26 до 37 %, нередко становясь причиной потери трудоспособности, и в связи с сохраняющейся тенденцией к неуклонному росту и омоложению заболевания [1] возводит эту проблему в ранг социально значимых и определяет высокую актуальность поиска новых хирургических подходов и немедикаментозных методов послеоперационной реабилитации и профилактики рецидивов заболевания [2, 3].
Одним из высокоэффективных методов лечения мочекаменной болезни является дистанционная ударно-волновая литотрипсия (ДУВЛТ), однако даже при применении такого современного метода в 7,0–12% случаев возникают осложнения и рецидивы заболевания за счет повреждения верхних мочевых путей и клубочкового аппарата при оперативном вмешательстве. В связи с этим для снижения частоты рецидивного уролитиаза и восстановления функции почек необходима ранняя послеоперационная реабилитация и разработка современных немедикаментозных технологий, способствующих повышению эффективности реабилитационных мероприятий [4].
В последние десятилетия проведено немало научных исследований, посвященных использованию у больных мочекаменной болезнью различных природных и преформированных факторов для коррекции обменно-метаболических нарушений, улучшения почечной гемодинамики и профилактики воспалительных процессов, которые доказали свою высокую эффективность и достаточно широко используются в лечении и профилактике рецидивов при данной патологии [5–16]. Однако это не позволило снизить уровень заболеваемости и частоту осложнений. Одним из перспективных методов является сочетанная электро-вакуумная терапия, которая, обладает выраженными противовоспалительным, спазмолитическим, вазокорригирующим и другими эффектами. Вместе с тем в реабилитации больных МКБ в раннем послеоперационном периоде после ДУВЛТ не применялась, хотя для этого имеются все необходимые предпосылки.
Цель работы — изучить особенности влияния сочетанной вакуум-интерференц-терапии и моновоздействий интерференционными токами на азотистый обмен и выделительную функцию почек у больных мочекаменной болезнью с камнями в мочеточнике после дистанционной ударно-волновой литотрипсии.
Материал и методы исследования
В исследование вошли 105 больных мужского пола с мочекаменной болезнью и камнями мочеточника после дистанционной ударно-волновой литотрипсии в возрасте от 28 до 72 лет, средний возраст которых составил 47,6 ± 3,8 лет, и группа из 20 практически здоровых добровольцев, результаты обследования которых брались за физиологическую норму. Все пациенты подписывали добровольное информированное согласие на сбор и обработку клинических данных клинического исследования, научного представления и/или публикаций.
Критериями включения были: возраст от 28 до 72 лет, верифицированный диагноз мочекаменной болезни с камнями мочеточника, сопутствующие заболевания в стадии ремиссии, подписанное добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Критериями невключения были: возраст до 28 и старше 72 лет; хронические заболевания в стадии декомпенсации; обострение хронических заболеваний, требующее дополнительного лечения; психические заболевания, алкоголизм; невозможность выполнения протокола исследования.
Критериями исключения были: нарушение протокола исследования; непереносимость физиотерапевтического фактора, острые респираторные заболевания в период лечения, ухудшение состояния в момент проведения процедуры или в период последействия.
Все больные методом простой рандомизации были разделены на три сопоставимые по возрасту, клинико-функциональным характеристикам и инструментальным данным группы. Основная группа — 35 больных, которым на фоне медикаментозного лечения со вторых суток после ДУВЛТ проводили вакуум-интерференц-терапию на пояснично-крестцовую область и проекцию мочеточников с несущей частотой 5 кГц, в диапазоне частот 80– 150 Гц, с вакуумным разрежением 0,3–0,4 Бар, по 15 мин, на курс 6–8 процедур; группа сравнения — 35 больных, которым на фоне медикаментозного лечения со вторых суток после ДУВЛТ проводили моновоздействие интерференционными токами на пояснично-крестцовую область и проекцию мочеточников с несущей частотой 5 кГц, в диапазоне частот 80–150 Гц, на курс 6–8 процедур, и контрольная группа — 35 больных, которым в ранний послеоперационный период назначали курс базовой медикаментозной терапии согласно утвержденному приказу Минздравсоцразвития России от 30.11.2005 № 704, служивший фоном в основной группе и группе сравнения.
Базовая терапия включала:
• спазмолитики — дротаверина гидрохлорид 2,0 мл в/м 2 раза в день (в среднем 5–7 дней);
• нестероидные противовоспалительные препараты — диклофенак 3,0 мл в/м 1 раз в день (в среднем 3–5 дней);
• ненаркотические анальгетики — кетарол 1,0 мл в/м 2 раза в день (в среднем 3–5 дней).
Антибактериальные препараты подбирали согласно посеву мочи в соответствии с чувствительностью к ним микрофлоры (основные препараты — группа цефалоспоринов 3-го поколения) в среднем 7–10 дней в зависимости от уровня воспалительных изменений.
Всем больным проводили биохимическое исследование сыворотки крови с определением содержания мочевой кислоты, креатинина и калия. В суточной моче определяли рН, суточный диурез, клубочковую фильтрацию, канальцевую реабсорбцию и соли оксалатов.
Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программного комплекса Microsoft Office Excel 2003 и Stastica for Windows v. 10 с использованием t-критерия Стьюдента (оценка средних значений) и U-критерия Манна — Уитни, статистически значимыми брались различия при p < 0,05. Полученные результаты представлены в таблицах с указанием среднего арифметического значения соответствующего параметра и его средней ошибки (М ± m).
Результаты исследования и обсуждение
По данным литературы, в образовании камней значительную роль играет мочевая кислота, уровень фосфатов и оксалатов в моче [17]. При этом у лиц с ожирением и метаболическим синдромом камни формируются в более раннем возрасте, и рецидивы камнеобразования наступают значительно скорее, чем у больных с нормальным весом [18]. Принимая во внимание, что среди пациентов, включенных в исследование, ожирение, метаболический синдром встречались в 16,2% случаев, нами были изучены показатели азотистого обмена и суточной мочи у больных мочекаменной болезнью (с камнями мочеточников) после ДУВЛ под влиянием разработанных методов лечения.
При изучении показателей азотистого обмена в крови в исходном состоянии отмечалось повышение содержания мочевой кислоты и креатинина на фоне снижения содержания калия (табл. 1).
Примечание: р1 — достоверность различий до и после курса лечения; р2 — различия с показателями основной группы; *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.
Подобная динамика была получена и при изучении показателей суточной мочи. До начала лечения в суточной моче определялось снижение рН, суточного диуреза, клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции на фоне повышения солей оксалатов (табл. 2).
Примечание: р1 — достоверность различий до и после курса лечения; р2 — различия с показателями основной группы; *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001.
После курса лечения наиболее выраженная динамика была выявлена у больных основной группы, что проявлялось в достоверном снижении в крови уровня креатинина на 15,2% (с 78,6 ± 4,1 до 67,3 ± 2,1 мкмоль/л; р ˂ 0,05) и мочевой кислоты на 13,6% (с 402,3 ± 12,6 до 348,9 ± 14,7 мкмоль/л; р ˂ 0,05) на фоне повышения на 8% содержания калия с 3,82 ± 0,11 до 4,1 ± 0,14 мкмоль/л (р ˂ 0,05), а также повышении рН с 5,13 до 6,1 (р ˂ 0,05), суточного диуреза с 871,6 ± 56,8 мл до 1902,3 ± 101,1 мл (р ˂ 0,001), клубочковой фильтрации с 74,1 ± 3,2 до 90,2 ± 3,8 (р ˂ 0,01) и канальцевой реабсорбции с 92,9 ± 1,2 до 99,4 ± 1,5 (р ˂ 0,05) на фоне снижения солей оксалатов с 0,32 ± 0,01 до 0,29 ± 0,01 (р ˂ 0,05).
У больных группы сравнения также была получена достоверная положительная динамика по всем изучаемым показателям. Так, уровень креатинина снизился с 78,6 ± 4,1 до 72,6 ± 34 мкмоль/л (р > 0,05) и уровень мочевой кислоты снизился с 402,3 ± 12,6 до 362,2 ± 11,8 мкмоль/л (р > 0,05), а содержание калия повысилось с 3,82 ± 0,11 до 3,9 ± 0,1 мкмоль/л (р > 0,05). При изучении показателей суточной мочи в этой группе больных была получена достоверная положительная динамика по всем изучаемым показателям, что проявлялось в повышении рН с 5,13 до 5,8 ± 0,1 (р ˂ 0,05), суточного диуреза с 871,6 ± 56,8 мл до 1432,6 ± 93,9 мл (р ˂ 0,05), клубочковой фильтрации с 74,1 ± 3,2 до 81,6 ± 5,3 (р ˂ 0,05) и канальцевой реабсорбции с 92,9 ± 1,2 до 96,7 ± 2,8 (р > 0,05) на фоне снижения уровня солей оксалатов с 0,32 ± 0,01 до 0,29 ± 0,02 (р ˂ 0,05). В группе контроля достоверной динамики не отмечалось ни по одному изучаемому показателю, отмечалась лишь незначительная положительная тенденция.
Вывод
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, вакуум-интерференц-терапия в большей степени, чем интерференц-терапия, примененная в качестве моновоздействия, оказывает противовоспалительное и диуретическое действие, способствующее нормализации функции почек и минерального обмена у больных мочекаменной болезнью (с камнями мочеточников) после ДУВЛ, и может быть рекомендована для применения в широкой клинической практике.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.