Рубцовые изменения кожи (РИК), встречающиеся после хирургических операций, химических и механических повреждений у 30–45% пациентов, вызывают различные органические и функциональные осложнения, в том числе косметические дефекты, негативно влияющие на психоэмоциональное состояние больных [1, 2]. При этом формирование эстетически приемлемого рубца зависит от многих обстоятельств, включая не только выбор оптимального варианта лечебных мероприятий, но и наличие сопутствующих патологических процессов.
Известно, что хронические заболевания, сопровождающиеся уменьшением функциональных резервов кардио-респираторной системы, нарушением регуляции метаболических процессов, снижают степень оксигенации и обеспечение питательными веществами местных тканей и всего организма. В этих условиях страдает энергетический обмен, нарушается выработка необходимых белков и углеводов, что приводит к замедлению репаративных процессов. В особой мере таким негативным патологическим фоном обладает метаболический синдром, в основе которого лежит резистентность к инсулину.
Распространенность метаболического синдрома в настоящее время так высока, что удивительно отсутствие научных исследований в области дерматологии (и, соответственно, методов их лечения) с учетом отягощающего влияния инсулиновой резистентности. Вместе с тем известно, что при сахарном диабете на фоне развития микро- и макроангиопатий, нарушений углеводного обмена и иммунитета изменяется течение раневого процесса и ухудшается заживление ран, что подтверждается большей частотой образования гипертрофических и келоидных рубцов у таких пациентов [3].
В лечении рубцовых изменений кожи большое значение придается различным вариантам физической терапии. В частности, при использовании высокоинтенсивного лазерного излучения (фототермолиза) можно удалить богато васкуляризированный фибриллярный белок и грубый коллаген в рубце [4, 5].
В то же время для коррекции коллагеногенеза в рубцах в последние годы разработаны препараты из числа протеолитических ферментов, разрушающие избыточный коллаген и гликозаминогликаны. Применение при этом физических методов доставки, таких как лекарственный ультрафонофорез, наряду с улучшением проницаемости эпидермиса усиливает действие этих препаратов. Ультразвуковое воздействие способствует разрыхлению и повышению эластичности коллагена, внутреннему нагреву тканей, микромассажу на клеточном и тканевом уровне, увеличению кровотока в тканях [6]. Более того, учитывая принципиально различный алгоритм терапевтического действия фракционного фототермолиза и лекарственного ультрафонофореза с применением протеолитических ферментов, М.В. Ильин [7] доказал более высокую их эффективность при их сочетанном применении в лечении рубцовых изменений кожи.