В соответствие с методическими рекомендациями (МР 2.3.1.243208) «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ, принятыми в качестве научной основы организации рационального питания, выделены три возрастные группы школьников: от 7 до 11, от 11 до 14 и от 14 до 18 лет.
Проблема рационального питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социальное значение, так как является определяющим фактором всего последующего развития человека.
Значительная часть учащихся посещает школы и группы продленного дня. С каждым годом растет сеть специальных школ и школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов, обучением на иностранных языках, спортивных профилей и др. Все это требует инновационных подходов к обеспечению школьников ФПП, повышающими сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям.
Физиологической особенностью детей школьного возраста являются интенсивные процессы роста, подвижность, значительное умственное напряжение, сочетание учебы с занятиями в различных кружках. Проблема питания приобретает особую актуальность в свете школьной реформы. Основу развития детей составляет совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции. Соотношение этих процессов характеризует обмен веществ, уровень которого в каждый возрастной период различен. В растущем организме преобладают процессы ассимиляции и синтеза [1].
Пища является единственным источником жизненно важных веществ: белков, жиров и углеводов, минеральных веществ и витаминов, необходимых для роста и формирования детского организма и его активной деятельности. Из продуктов расщепления пищевых веществ путем сложных химических превращений в организме происходит непрерывный синтез белков, липидов, углеводов, минеральных и других комплексных соединений, необходимых для обеспечения стабильности и обновления морфологических структур, образования функционально активных соединений — ферментов, гормонов [5, 10].
Белки — наиболее важные биологические вещества для организма человека, особенно детей. При их недостатке возникает состояние отрицательного азотистого баланса, сопровождающееся падением массы тела и истощением, задержкой роста и развития [16,17]. Если в употребляемых с пищей белках не хватает хотя бы одной незаменимой аминокислоты, то синтез тканевых белков резко снижается и наступает интенсивный распад собственных белков организма, за счет которых частично покрывается потребность в данной аминокислоте.