По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.2:371.7 DOI:10.33920/igt-01-2102-08

Физиологическое значение и потребность школьников в пищевых веществах

О.В. Евдокимова д-р техн. наук, профессор, ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»
Т.Н. Иванова д-р техн. наук, профессор, ФГОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»
Е.А. Алфимова преподаватель высшей категории, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет», многопрофильный колледж

Обоснованы проблемы нерационального питания школьников и связанные с ними последствия, указана роль отдельных пищевых веществ в процессах роста и формирования детского организма, приведены нормы физиологической потребности в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах для школьников различных возрастных категорий, предложены пути решения проблемы.

Литература:

1. Вельтищев Ю.Е. Обмен веществ у детей / Ю.Е. Вельтищев, М.В. Ермолаев. — М.: Медицина, 1983. — 463 с.

2. Войнер А.О. Микроэлементы в живой природе / А.О. Войнер. — М.: Наука, 1962. — 263 с.

3. Гаппаров М.М. О роли углеводов в питании детей / М.М. Гаппаров, Г.В. Никольская // Вопросы питания. — 1991. — № 2. — С. 15–21.

4. Ершов Ю.А. Роль микроэлементов в жизни / Ю.А. Ершов, Е.М. Второва. — М.: Знание, 1981. — 39 с.

5. Завражанов В.И. Лекарственные растения: лечебное и профилактическое использование / В.И. Завражанов, Р.И. Китаева, К.Ф. Хмелев. — Воронеж: ВГУ, 1993. — 220 с.

6. Коденцова В.М. Использование в питании детей витаминно-минеральных комплексов / В.М. Коденцова, А.В. Трофименко, О.А. Вржесинская, Н.А. Бекетова, О.Г. Переверзева, В.А. Исаева, Л.А. Харитончик, Л.Г. Кузьменко // Педиатрия. — 2003. — № 4. — С. 73–77.

7. Левачев М.М. Роль липидов пищи в обеспечении процессов жизнедеятельности организма / М.М. Левачев // Вопросы питания. — 1980. — № 2. — С. 3–11.

8. Мазо В.К. Медь в питании человека: всасывание и биодоступность / В.К. Мазо, Л.И. Ширина // Вопросы питания. — 2005. — № 2. — С. 52–57.

9. Николаева А.С. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте / А.С. Николаева, Е.М. Мазурина, Г.В. Кузнецова и др. // Вопросы практической педиатрии. — 2006. — № 1 (2). — С. 57–65.

10. Пищевая химия / А.П. Нечаев, С.Е. Траубенбегр, А.А. Кочеткова [и др.]; под ред. А.П. Нечаева. — 6-е изд., стер. — СПб.: Гиорд, 2015. — 672 с.

11. Поздняковский В.М. Пищевые и биологически активные добавки / В.М. Поздняковский, А.Н. Австриевских, А.А. Вековцев. — 2-е изд. испр. и доп. — М. — Кемерово: Издательское объединение «Российские университеты», 2005. — 275 с.

12. Рычкова М.З. Значение витаминов и минералов в питании пожилого человека / М.З. Рычкова, М.З. Исмаилова // Лечебное дело. — 2008. — № 4. — С. 48–54.

13. Спиричев В.Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами / В.Б. Спиричев, Л.Н. Шатнюк, В.М. Позняковский // Наука и технология. — Новосибирск: Изд-во СГУ, 2004. — С. 258–265.

14. Спиричев В.Б. Теоретические и практические аспекты современной витаминологии / В.Б. Спиричев// Вопросы питания. — 2005. — № 5. — С. 156–164.

15. Студеникин В.М. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродистологии / В.М. Студенкин, В.И. Шелковский // Педиатрия. — 2008. — Т. 87. — № 6. — С. 105–109.

16. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2. Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов / Под ред. М.И. Скурихина, М.Н. Волгарева. — М.: ВО «Агропромиздат», 1987. — 360 с.

17. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. — М.: ДеЛи Принт, 2002. — 236 с.

18. Цыб А.Ф. Биологически активная пище-вая добавка-обогатитель «Йодказеин» / А.Ф. Цыб, В.Т. Скворцов, В.В. Шахтарин // Пищевая промышленность. — 2001. — № 1. — С. 46–47.

19. Klein B.R. Processing eff ects on dietary antioxidants from plant foods / B.R. Klein, A.C. Kurlich // Hort Sciance. — 2000. — Vol. 35, № 4. — P. 580–584.

В соответствии с Методическими рекомендациями (МР 2.3.1.2432-08) «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ», принятыми в качестве научной основы организации рационального питания, выделены три возрастные группы школьников: от 7 до 11, от 11 до 14 и от 14 до 18 лет.

Проблема рационального питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социальное значение, так как является определяющим фактором всего последующего развития человека.

Значительная часть учащихся посещает школы и группы продленного дня. С каждым годом растет сеть специальных школ и школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов, обучением на иностранных языках, спортивных профилей и др. Все это требует инновационных подходов к обеспечению школьников ФПП, повышающими сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям.

Физиологической особенностью детей школьного возраста являются интенсивные процессы роста, подвижность, значительное умственное напряжение, сочетание учебы с занятиями в различных кружках. Проблема питания приобретает особую актуальность в свете школьной реформы. Основу развития детей составляет совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции. Соотношение этих процессов характеризует обмен веществ, уровень которого в каждый возрастной период различен. В растущем организме преобладают процессы ассимиляции и синтеза [1].

Пища является единственным источником жизненно важных веществ: белков, жиров и углеводов, минеральных веществ и витаминов, необходимых для роста и формирования детского организма и его активной деятельности. Из продуктов расщепления пищевых веществ путем сложных химических превращений в организме происходит непрерывный синтез белков, липидов, углеводов, минеральных и других комплексных соединений, необходимых для обеспечения стабильности и обновления морфологических структур, образования функционально активных соединений — ферментов, гормонов [5; 10].

Белки — наиболее важные биологические вещества для организма человека, особенно детей. При их недостатке возникает состояние отрицательного азотистого баланса, сопровождающееся падением массы тела и истощением, задержкой роста и развития [16; 17]. Если в употребляемых с пищей белках не хватает хотя бы одной незаменимой аминокислоты, то синтез тканевых белков резко снижается и наступает интенсивный распад собственных белков организма, за счет которых частично покрывается потребность в данной аминокислоте.

Для Цитирования:
О.В. Евдокимова, Т.Н. Иванова, Е.А. Алфимова, Физиологическое значение и потребность школьников в пищевых веществах. Товаровед продовольственных товаров. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: