Интерес к творчеству яркого представителя русского постимпрессионизма конца 19 — середины 20 веков Алексея Георгиевича Явленского не ослабевает как в России, так и за рубежом. К сожалению, большая часть его произведений была уничтожена в Германии в период фашистской диктатуры [1, 2]. Это придает особое значение и ответственность исследованиям сохранившегося наследия художника. В России сохранилось всего 8 полотен мастера [3], относящихся к раннему периоду его творчества, каждая из которых требует тщательного изучен я с использованием современных инструментальных физико-химических методов анализа.
Паспортизация произведений станковой живописи остается важной искусствоведческой и аналитической задачей. Изучение химического состава красочных слоев является ее неотъемлемой частью [4]. Особенно, сложным является анализ живописи, датированный концом 19 века. Мастера, творившие в этот период, с успехом использовали достижения химической и лакокрасочной индустрии, бурно развивавшейся в тот период, получивший позже название «Промышленной революции», в сочетании с традициями и навыками кустарного приготовления красок, оставшимися от старых мастеров [5–7]. В дополнение к классическим неорганическим пигментам появилась возможность использования новых красок, содержащих яркие ализариновые пигменты и красители органической природы [8–10]. Состав красочных слоев живописи конца 19 – начала 20 веков определяется совокупностью промышленных технологических приемов изготовления лакокрасочных материалов изучаемого периода и личных решений автора, касающихся техники живописи и колористического разнообразия конкретного произведения. И хотя большинство живописцев использовало коммерчески доступные краски и лаки, приготовленные в заводских условиях, некоторые авторы этого периода продолжали готовить часть красок самостоятельно с применением добавок, обеспечивающих специфические колористические эффекты. Известно, что Айвазовский добавлял перетертую жженую кость для улучшения эффекта отражение падающего света от полотна [11–12].