По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Физико-химический анализ масляной живописи А.Г. Явленского из коллекции Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

В.В. Семикин к.х.н., заведующий лабораторий Московского музея современного искусства
И.В. Конова старший научный сотрудник Московского музея современного искусства
Т.С. Серегина аспирантка 2 года, РХТУ им. Д.И. Менделеева
В.А. Дятлов д.х.н., профессор, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства, профессор кафедры химической технологии, РХТУ им. Д.И. Менделеева

Методами реакционной пиролитической хроматографии, инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье и спектроскопии комбинационного рассеяния на усиливающих подложках изучен состав красочных слоев пяти произведений масляной живописи А.Г. Явленского, написанных в период 1893–1905 г. Определен состав неорганических и органических пигментов, а так же тип связующих, использованных автором в различных фрагментах каждого полотна. На основании объективного химического исследования подтверждена датировка произведений и индивидуальные особенности технологии живописи.

Литература:

1. Изюмская М.А. Союз уклонистов: движение дада в Швейцарии (1914–1918) // Исторические Исследования. — 2020. — № 15. — C. 262–269.

2. Laima L. Эпистолярное наследие Алексея Явленского в Литве // Балтийский архив. 2005. — Т. 9. — С. 248–270.

3. Деветьярова И.Г. Алексей Явленский // «Третьяковская галерея». 2005. — № 1(06). — С. 36–41.

4. Семикин В.В., Конова И.В., Русакова О.Ю. Технологическое исследование произведений живописи в научно-исследовательской лаборатории московского музея современного искусства // Фотография. Изображение. Документ. 2014. — № 5.

5. Fuster-López L. [et al.] Study of the chemical composition and the mechanical behaviour of 20th century commercial artists’ oil paints containing manganese-based pigments //Microchemical Journal. — 2016. — Т. 124. — С. 962–973.

6. Fiorillo F. [et al.] A multi-analytical approach for the characterisation of 20th century paintings //The European Physical Journal Plus. — 2019. — Т. 134. — № 7. — С. 373.

7. Montagner C. [et al.] Ochres and earths: Matrix and chromophores characterization of 19th and 20th century artist materials // Spectrochimica Acta Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy. — 2013. — Т. 103. — С. 409–416.

8. Scherrer N.C. [et al.] Synthetic organic pigments of the 20th and 21st century relevant to artist’s paints: Raman spectra reference collection //SpectrochimicaActa Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy. — 2009. — Т. 73. — № 3. — С. 505–524.

9. Lomax S.Q., Learner T. A review of the classes, structures, and methods of analysis of synthetic organic pigments //Journal of the American Institute for conservation. — 2006. — Т. 45. — № 2. — С. 107–125.

10. Lutzenberger K., Stege H. From Beckmann to Baselitz-towards an improved micro-identification of organic pigments in paintings of 20th century art //Preservation Science. — 2009. — Т. 6. — С. 89–100.

11. Kadikova I., Pisareva S. Primers Of Modern Russian Artists: Composition, Structure And Dating //International Journal of Conservation Science. — 2022. — Т. 13.

12. Shchegoleva N.L., Vaulina Y.A. Use of Digital Technology for the Attribution of Paintings //Computational Science and Its Applications–ICCSA 2019: 19th International Conference, Saint Petersburg, Russia, July 1–4, 2019, Proceedings, Part IV 19. — Springer International Publishing. — 2019. — С. 792–801.

13. Prati S. [et al.] New advances in the application of FTIR microscopy and spectroscopy for the characterization of artistic materials //Accounts of chemical research. — 2010. — Т. 43. — № 6. — С. 792–801.

14. Hayes P.A., Vahur S., Leito I. ATR-FTIR spectroscopy and quantitative multivariate analysis of paints and coating materials //SpectrochimicaActa Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy. — 2014. — Т. 133. — С. 207–213.

15. Spring M. [et al.] ATR-FTIR imaging for the analysis of organic materials in paint cross sections: case studies on paint samples from the National Gallery, London //Analytical and bioanalytical chemistry. — 2008. — Т. 392. — С. 37–45.

16. Vandenabeele P., Moens L. Overview: Raman spectroscopy of pigments and dyes //Raman Spectroscopy in Archaeology and Art History. — 2005. — С. 71.

17. Casadio F. [et al.] Identification of organic colorants in fibers, paints, and glazes by surface enhanced Raman spectroscopy //Accounts of chemical research. — 2010. — Т. 43. — № 6. — С. 782–791.

18. Howard D.L. [et al.] High-definition X-ray fluorescence elemental mapping of paintings //Analytical chemistry. — 2012. — Т. 84. — № 7. — С. 3278–3286.

19. Kuckova S. [et al.] Characterization of proteins in cultural heritage using MALDI–TOF and LC–MS/MS mass spectrometric techniques //Physical Sciences Reviews. — 2018. — Т. 4. — № 5. — С. 20180011.

20. Van Dam E.P. [et al.] Analysis of triglyceride degradation products in drying oils and oil paints using LC–ESI-MS //International Journal of Mass Spectrometry. — 2017. — Т. 413. — С. 33–42.

Интерес к творчеству яркого представителя русского постимпрессионизма конца 19 — середины 20 веков Алексея Георгиевича Явленского не ослабевает как в России, так и за рубежом. К сожалению, большая часть его произведений была уничтожена в Германии в период фашистской диктатуры [1, 2]. Это придает особое значение и ответственность исследованиям сохранившегося наследия художника. В России сохранилось всего 8 полотен мастера [3], относящихся к раннему периоду его творчества, каждая из которых требует тщательного изучен я с использованием современных инструментальных физико-химических методов анализа.

Паспортизация произведений станковой живописи остается важной искусствоведческой и аналитической задачей. Изучение химического состава красочных слоев является ее неотъемлемой частью [4]. Особенно, сложным является анализ живописи, датированный концом 19 века. Мастера, творившие в этот период, с успехом использовали достижения химической и лакокрасочной индустрии, бурно развивавшейся в тот период, получивший позже название «Промышленной революции», в сочетании с традициями и навыками кустарного приготовления красок, оставшимися от старых мастеров [5–7]. В дополнение к классическим неорганическим пигментам появилась возможность использования новых красок, содержащих яркие ализариновые пигменты и красители органической природы [8–10]. Состав красочных слоев живописи конца 19 – начала 20 веков определяется совокупностью промышленных технологических приемов изготовления лакокрасочных материалов изучаемого периода и личных решений автора, касающихся техники живописи и колористического разнообразия конкретного произведения. И хотя большинство живописцев использовало коммерчески доступные краски и лаки, приготовленные в заводских условиях, некоторые авторы этого периода продолжали готовить часть красок самостоятельно с применением добавок, обеспечивающих специфические колористические эффекты. Известно, что Айвазовский добавлял перетертую жженую кость для улучшения эффекта отражение падающего света от полотна [11–12].

Для Цитирования:
В.В. Семикин, И.В. Конова, Т.С. Серегина, В.А. Дятлов, Физико-химический анализ масляной живописи А.Г. Явленского из коллекции Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Музей. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала