Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок, возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания. Уровень физического здоровья школьников является предметом пристального внимания гигиенистов, педиатров, педагогов и спортивных врачей. Это важный показатель, отражающий влияние различных факторов на состояние здоровья детей и подростков, адаптацию к факторам образовательной среды и социально-гигиеническим условиям проживания и обучения [1]. Многие исследователи отмечают актуальность данного вопроса, так как недостаточные функциональные резервы организма могут приводить к дезадаптации — неспособности школьника реагировать на факторы среды развития в пределах физиологической нормы с последующим развитием срыва адаптации, морфофункциональных нарушений и соматической патологии [2–4].
Для изучения физического здоровья во взаимосвязи с уровнем двигательной активности используются различные методы, методики и показатели. Целый ряд исследователей убеждены в том, что использование комплекса антропометрических показателей позволяет установить «слабое звено» в физическом здоровье детей и подростков. Авторами были использованы соматометрические показатели (масса тела, длина тела, индекс Кетле, индекс Пенье), функциональные показатели (систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений, динамометрия рук, жизненная ёмкость легких), функциональные пробы (Мартинэ — Кушелевского, Штанге, Генчи и другие) и расчётные индексы (индекс Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье и другие) [3, 4]. Особенно информативным является изучение гемодинамических показателей, которые отражают взаимосвязь между уровнем двигательной активности школьника и состоянием сердечно-сосудистой системы. Регулярные занятия физической культурой и спортом, по данным ряда авторов, оказывают тренирующий и оздоровительный эффект на сердечно-сосудистую систему. Зафиксированы более низкие значения коэффициента выносливости, коэффициента экономичности кровообращения и индекса Робинсона при более высоких значениях систолического объема крови и пульсового давления у детей с высоким уровнем двигательной активности по сравнению с функциональными показателями малоактивных детей [5–11].