По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.72 DOI:10.33920/med-08-2407-05

Физическое здоровье старшеклассников с различным уровнем двигательной активности

Богомолова Елена Сергеевна д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: olenabgm@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0002-1573-3667
Максименко Екатерина Олеговна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: prevmed@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-2833-809X
Олюшина Екатерина Анатольевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: ekatol@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4900-2667
Котова Наталья Валерьевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: kotowa.natasha@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-4388-1085
Ковальчук Светлана Николаевна ассистент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: lanaiks@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6641-8376
Киселева Анна Сергеевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, e-mail: kroshka-nu6@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-0761-5265

Физическое здоровье детей и подростков является показателем санитарно-гигиенического благополучия образовательного учреждения, отражает результативность системы физвоспитания в школах и уровень двигательной активности школьников. Проведен анализ показателей физического здоровья по комплексу соматометрических, гемодинамических и физиометрических показателей 252 учащихся десятого класса образовательной организации. Отмечено, что у большинства подростков (70–82 %) функциональные показатели находились в пределах возрастно-половой нормы, нормальное физическое развитие определено у 60 % школьников. Результаты тестов на физподготовленность показали, что «бег на 60 м» выполнен на уровень золотого знака ГТО при неудовлетворительном результате теста «сгибания и разгибания рук в упоре лежа» у девушек и низких результатах тестирования «наклон вперед из положения стоя» у юношей. Установлены статистически значимые различия в результатах шагометрии у подростков I и II групп здоровья (1 группа) и школьников, имеющих хронические заболевания III и IV групп здоровья (2 группа). Двигательная активность подростков 1 группы оказалась в среднем на 1696,9±309,4 шагов выше по сравнению со сверстниками 2 группы. По данным анкетирования и шагометрии каждый третий учащийся (34,6 %) характеризовался низким уровнем двигательной активности, средний уровень установлен у 49,5 % десятиклассников, высокий уровень — у 15,9 % школьников. Средний уровень двигательной активности у большинства подростков оказался на уровне 8–9 тыс. шагов в сутки и характеризовался низкой вовлечённостью в спортивные секции, что требует системы мероприятий по повышению мотивации детей и подростков к занятиям физкультурой.

Литература:

1. Кучма В.Р., Нарышкина Е.В. Школьная и университетская медицина в Европе: состояние, проблемы и пути решения (некоторые итоги XIX европейского конгресса по школьной и университетской медицине). Педиатрия. 2018; 5 (97): 217–23.

2. Пашутина Е.Н., Гарская Н.А. Оценка физического здоровья школьников как анализ адаптационных возможностей. Современные вопросы биомедицины. 2022; 6 (1 (18)): 312–319 doi 10.51871/25880500_2022_06_01_42.

3. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Ковальчук С.Н. Уровень функциональных резервов учащихся инновационного образовательного учреждения с разной двигательной активностью. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 11 (320): 22–27. doi 10.35627/2219–5238/2019-320-11-22-27.

4. Богомолова Е. С, Шапошникова М.В., Котова Н.В. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019; 9 (98): 956–961. doi 10.18821/ 0016-9900-2019-98-9-956-961.

5. Зулькарнаев Т.Р., Агафонов А.И., Казак А.А., Хисамиев И.И., Поварго Е.А., Зулькарнаева А.Т. Гигиеническая оценка гемодинамических показателей школьников и студентов с различным уровнем двигательной активности. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 2 (311): 19–25.

6. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Усачева Е.В., Куликова О.М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2020; 3 (99): 279–285.

7. Криничная Н.В., Землянский Д.В., Климов Ю.С. Влияние регулярной физической активности на функциональное состояние организма и здоровье школьников. Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 4. Биология. Медицина. Химия. 2021;1 (58): 44–49.

8. Eduard V. Feroyan E.V. Central and peripheral hemodynamics in pre-pathologic and pathologic diagnostics among swimmers. The russian journal of physical education and sport. 2018; 13 (4): 141–145. doi: 10.1452 6/2070-4798-2018-13-4-170-176.

9. Хусаинов А.Э., Зулькарнаев Т.Р., Степанов Е.Г., Поварго Е.А., Агафонов А.И., Мочалкин П.А. Особенности функционального состояния организма студентов с различной физической активностью. Санитарный врач. 2022; 12: 909–917.

10. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31.

11. Kharissova N., Smirnova L., Kuzmin A. et al. The unfluence of the physical modern student on the characteristics of the cardiovascular and respiratory systems and their resistance to stress during education process. Georgian Med News. 2019; 297: 124–129.

12. Орешкина Е.В. Физиологические аспекты физического воспитания, влияющие на здоровье школьников. Вестник науки. 2022; 2 (6 (51)): 353–368.

13. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. Москва: Знание. 1976, 62 с.

14. Храмцов П.И. Об оптимизации двигательной активности детей и подростков в образовательных организациях. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Российская гигиена — развивая традиции, устремляемся в будущее». М., 2017; I: 646–9.

15. Храмцов П.И., Березина Н.О., Седова А.С. Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 4 (253): 43–5.

16. Богачев А.Н., Осадшая Л.Б., Грецкая И.Б. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Современные проблемы науки и образования. 2015. 3: электронное издание https://science-education.ru/ru/article/view?id=22212

1. Kuchma V.R., Naryshkina E.V. School and university medicine in Europe: state, problems and solutions (some results of the XIX European Congress on School and University Medicine). Pediatrija (Pediatrics). 2018; 5 (97): 217–23. (in Russian)

2. Pashutina E.N., Garskaya N.A. Assessment of physical health of schoolchildren as an analysis of adaptive capabilities. Sovremennye voprosy biomediciny (Modern issues of biomedicine). 2022; 6 (1 (18)): 312–319. (in Russian) doi 10.51871/2588-0500_2022_06_01_42.

3. Bogomolova E.S., Kotova N.V., Kovalchuk S.N. The functional reserves level of students of an innovative school with different motor activity. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Public health and habitat). 2019; 11 (320): 22–27. (in Russian) doi 10.35627/2219–5238/2019-320-11-22-27.

4. Bogomolova E.S., Shaposhnikova M.V., Kotova N.V. Characteristics of the physical health in students of modern school. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2019; 9 (98): 956–961. (in Russian) doi 10.18821/0016-990 0-2019-98-9-956-961.

5. Zulkarnayev T.R., Agafonov A.I., Kazak A.A., Hisamiev I.I., Povargo E.A., Zulkarnaeva A.T. Hygienic hemodynamic parameters assessment in schoolchildren and students with different levels of motor activity. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Public health and habitat). 2019; 2 (311): 19–25. (in Russian)

6. Novikova I.I., Erofeev Yu.V., Flyanku I.P., Usachev E.V., Kulikova O.M. Motor activity and individual cumulative risks of violation in the schoolchildren health. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2020; 3 (99): 279–285. (in Russian)

7. Krinichnaya N.V., Zemlyansky D.V., Klimov Y.S. The routine physical activity effect on the schoolchildren functional state of the body and the health. Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 4. Biologiya. Medicina. Himiya (Bulletin of Lugansk State Pedagogical University. Series 4. Biology. Medicine. Chemistry). 2021;1 (58): 44–49. (in Russian)

8. Eduard V. Feroyan E.V. Central and peripheral hemodynamics in pre-pathologic and pathologic diagnostics among swimmers. The russian journal of physical education and sport. 2018; 13 (4): 141–145. doi: 10.1452 6/2070-4798-2018-13-4-170-176.

9. Khusainov A.E., Zulkarnaev T.R., Stepanov E.G., Povargo E.A., Agafonov A.I., Mochalkin P.A. Features of the body functional state in students with various physical activities. Sanitarnyj vrach (The sanitary doctor). 2022; 12: 909–917. (in Russian)

10. Solomai T.V., Syrtsova M.A. Motor activity characteristics in senior students of medical university based on the results of a questionnaire survey. Sanitarnyj vrach (The sanitary doctor). 2016; 1: 27–31. (in Russian)

11. Kharissova N., Smirnova L., Kuzmin A. et al. The unfluence of the physical modern student on the characteristics of the cardiovascular and respiratory systems and their resistance to stress during education process. Georgian Med News. 2019; 297: 124–129.

12. Oreshkina E.V. Physiological peculiarities of physical education affecting the schoolchildren health. Vestnik nauki (Bulletin of Science). 2022; 2 (6 (51)): 353–368. (in Russian)

13. Sukharev A.G. Physical activity and health of the younger generation. Moscow: Znanie (Knowledge). 1976 (in Russian)

14. Khramtsov P.I. Regarding optimizing the children and adolescents motor activity in schools. Materials of the XII AllRussian Congress of Hygienists and Sanitary Doctors «Rossijskaya gigiena — razvivaya tradicii, ustremlyaemsya v budushchee» («Russian hygiene — developing traditions, we strive for the future»). М., 2017; I: 646–9. (in Russian)

15. Khramtsov P.I., Berezina N.O., Sedova A.S. Hygienic assessment of the impact of physical education on the functional capabilities of the students with health disorders. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya (Public health and habitat). 2014; 4 (253): 43–5. (in Russian)

16. Bogachev A.N., Osadshaya L.B., Gretskaya I.B. Age dynamics of the functional reserves state in srudents with different health level and physical activity Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2015. 3: electronic edition https://science-education.ru/ru/article/view?id=22212 (in Russian)

Физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся уровнем физического развития, функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок, возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания. Уровень физического здоровья школьников является предметом пристального внимания гигиенистов, педиатров, педагогов и спортивных врачей. Это важный показатель, отражающий влияние различных факторов на состояние здоровья детей и подростков, адаптацию к факторам образовательной среды и социально-гигиеническим условиям проживания и обучения [1]. Многие исследователи отмечают актуальность данного вопроса, так как недостаточные функциональные резервы организма могут приводить к дезадаптации — неспособности школьника реагировать на факторы среды развития в пределах физиологической нормы с последующим развитием срыва адаптации, морфофункциональных нарушений и соматической патологии [2–4].

Для изучения физического здоровья во взаимосвязи с уровнем двигательной активности используются различные методы, методики и показатели. Целый ряд исследователей убеждены в том, что использование комплекса антропометрических показателей позволяет установить «слабое звено» в физическом здоровье детей и подростков. Авторами были использованы соматометрические показатели (масса тела, длина тела, индекс Кетле, индекс Пенье), функциональные показатели (систолическое и диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений, динамометрия рук, жизненная ёмкость легких), функциональные пробы (Мартинэ — Кушелевского, Штанге, Генчи и другие) и расчётные индексы (индекс Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье и другие) [3, 4]. Особенно информативным является изучение гемодинамических показателей, которые отражают взаимосвязь между уровнем двигательной активности школьника и состоянием сердечно-сосудистой системы. Регулярные занятия физической культурой и спортом, по данным ряда авторов, оказывают тренирующий и оздоровительный эффект на сердечно-сосудистую систему. Зафиксированы более низкие значения коэффициента выносливости, коэффициента экономичности кровообращения и индекса Робинсона при более высоких значениях систолического объема крови и пульсового давления у детей с высоким уровнем двигательной активности по сравнению с функциональными показателями малоактивных детей [5–11].

Для Цитирования:
Богомолова Елена Сергеевна, Максименко Екатерина Олеговна, Олюшина Екатерина Анатольевна, Котова Наталья Валерьевна, Ковальчук Светлана Николаевна, Киселева Анна Сергеевна, Физическое здоровье старшеклассников с различным уровнем двигательной активности. Санитарный врач. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: