По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.091 DOI:10.33920/nik-02-2109-05

Физический тренинг в рамках дисциплины «Пластическое воспитание»

Самойлов Алексей Валерьевич старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета Российская Федерация, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: sam_aleksey@mail.ru, ORCID ID: 0000-0001-6860-934»

Автор показывает, что пластическое воспитание (если мы имеем в виду не название дисциплины, а термин, который очень популярен в профессиональном кругу педагогов) — это понятие, под которым подразумевают «воспитание пластической культуры актеров». Пластическая культура актера — уровень профессионального мастерства в области сценической пластики; под сценической пластикой в данном случае имеется в виду внешняя, физическая (телесная) сторона сценического действия, понимаемого в целом как единый психофизический процесс. На практике пластическая культура актера выражается в способности, готовности и потребности реализовать сценическое действие в образной, художественно значимой пластической форме. Если мы говорим о пластическом воспитании как о дисциплине в учебном заведении, то содержание данной дисциплины достаточно обширно, имеет много разделов, направленных на приобретение будущим актером необходимых знаний, умений и навыков, а также на развитие определенных способностей и качеств, необходимых для работы в актерской профессии. В данной работе автор подробно останавливается на физическом тренинге как на одном из важнейших, базовом разделе дисциплины «пластическое воспитание». В статье показана роль физического тренинга в пластическом воспитании актера.

Литература:

1. Дрознин А.Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина: сцен. движение / А.Б. Дрознин. — М.: Всерос. центр худож. творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2004. — 92 с.

2. Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений [Текст]: Индивидуальная гимнастика актера: [Учеб. пособие для Актерского фак. ВГИК]. — Москва: Госкиноиздат, 1952. — 95 с. Кох И.Э. Основы сценического движения: учебник / И.Э. Кох. — Изд. 2-е, испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 509 с.

3. Морозова Г.В. Биомеханика: наука и театральный миф // Сценическое движение. Вып. 100. — 2005. — № 12. — С. 129.

4. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый слов. терминов / Г.В. Морозова; [пер. англ. У. Пис, Н. Федорова, фр. О. Косова, С. Массон, нем. Т. Шмидт, А. Ураев]. — М.: ГИТИС, 1999. — 313 с.

5. Кох И.Э. Основы сценического движения: учебник / И.Э. Кох. — Изд. 2-е, испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 509 с.

1. Droznin A.B. Fizicheskiy trening aktera po metodike A. Droznina: stsen. dvizheniye / A.B. Droznin. — M.: Vseros. tsentr khudozh. tvorchestva uchashchikhsya i rabotnikov nach. prof. obrazovaniya, 2004. — 92 s.

2. Ivanov I.S. 250 gimnasticheskikh uprazhneniy [Tekst]: Individual'naya gimnastika aktera: [Ucheb. posobiye dlya Akterskogo fak. VGIK]. — Moskva: Goskinoizdat, 1952. — 95 s. Kokh I.E. Osnovy stsenicheskogo dvizheniya: uchebnik / I.E. Kokh. — Izd. 2-ye, ispr. — Sankt-Peterburg: Lan', 2020. — 509 s.

3. Morozova G.V. Biomekhanika: nauka i teatral'nyy mif // Stsenicheskoye dvizheniye. Vyp. 100. — 2005. — № 12. — S. 129.

4. Morozova G.V. Plasticheskaya kul'tura aktera: Tolkovyy slov. terminov / G.V. Morozova; [per. angl. U. Pis, N. Fedorova, fr. O. Kosova, S. Masson, nem. T. Shmidt, A. Urayev]. — M.: GITIS, 1999. — 313 s.

5. Kokh I.E. Osnovy stsenicheskogo dvizheniya: uchebnik / I.E. Kokh. — Izd. 2-ye, ispr. — Sankt-Peterburg: Lan', 2020. — 509 s.

Физический тренинг содержит в себе очень много разнообразных физических упражнений, которые направлены на развитие психических, физических и психофизических качеств человека. Психические качества человека формируются под воздействием любого учебно-воспитательного процесса, поэтому остановимся более подробно на рассмотрении того, что такое физические и психофизические качества и почему эти качества так важны в профессиональной подготовке актеров, развить которые должен помочь именно физический тренинг.

Стоит отметить, что с точки зрения физиологии разделение качеств на физические, психофизические, а также психические несет в себе определенную условность, такое разделение применяется, по большому счету, для удобства рассмотрения признаков отдельных качеств. К физическим качествам относят силу и гибкость тела, подвижность суставов; к психофизическим качествам в театральной педагогике относят выносливость, скоростные возможности организма, координационные возможности, способность тела сохранять равновесие, управляемость двигательных инерций. В толковом словаре терминов по пластической культуре актера, вышедшем под редакцией кандидата искусствоведения, автора многочисленных книг по истории и теории русского театра Г.В. Морозовой [4], сумма перечисленных физических и психофизических качеств названа «базовыми» качествами двигательного аппарата (выделяются также «специальные» качества — ритмичность, музыкальность, скульптурность тела в динамике и статике). Существует также такое качество, как «ловкость». И.Э. Кох, выдающийся российский театральный педагог, профессор Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, предложил в свое время называть данное качество (ловкость) «основным психофизическим качеством актера» [5], имея в виду, что это качество включает в себя все названные «базовые» качества двигательного аппарата. Другими словами, «ловкость» — это сложный психофизический комплекс.

Теперь перейдем к тому, почему развитие данных качеств так важно в профессиональной подготовке актеров. Тело актера — это инструмент его творчества. Актер выступает в рамках сценического пространства перед публикой, поэтому сложно поспорить с тем, что его тело должно выражать на сцене то, что будет соответствовать воплощаемому сценическому образу. Можно сказать, что актеру сложно воплотить не только сценический образ, но также сделать широкий жест, если его тело не подготовлено, так же как пианисту невозможно извлечь хороший звук из расстроенного фортепиано. Данное утверждение в целом понятно и, как представляется, не может вызвать особых возражений, поэтому перейдем более конкретно к некоторым качествам, развивать которые необходимо в рамках профессиональной подготовки актеров.

Для Цитирования:
Самойлов Алексей Валерьевич, Физический тренинг в рамках дисциплины «Пластическое воспитание». Ученый совет. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: