Синдром вегетативной дисфункции занимает ведущее место в структуре заболеваний детского и подросткового возраста. Актуальность и социальная значимость проблемы лечения детей с синдромом вегетативной дисфункции обусловлена значительной распространенностью, особенно среди школьников, и высоким риском трансформации в хронические заболевания различных органов и систем организма. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, в популяции синдром вегетативной дисфункции у детей встречается в 12–25% наблюдений. У школьников частота встречаемости синдрома вегетативной дисфункции составляет 40–60%, у подростков его распространенность возрастает до 82% наблюдений [1–3].
Вегетативная нервная система является важным регулятором интегративных реакций организма, обеспечивающих адаптацию к изменяющимся условиям среды, к разнообразным видам деятельности.
Несмотря на то что «вегетативная дисфункция» нашла свое отражение в диагнозах МКБ-X, ее нельзя считать болезнью. Нарушения нейровегетативной регуляции, возникающие практически при всех заболеваниях, являются неспецифическими, адаптационно-компенсаторными. Они указывают на отклонение в состоянии здоровья. По мнению А.М. Вейна (1998), «вегетативная дисфункция» — это клинический синдром. Поэтому при постановке соответствующего диагноза используют термин «синдром вегетативной дисфункции».
Под синдромом вегетативной дисфункции А.М. Вейн, Н.А. Белоконь с соавторами и многие другие авторы понимают патологическое состояние, характеризующееся нарушением вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов в результате первично или вторично возникших морфофункциональных изменений в надсегментарном и сегментарном отделах вегетативной нервной системы. Изменения всех этих систем носят функциональный, обратимый характер [4, 5].
Вегетативные нарушения у детей могут проявиться практически в любом возрасте, начиная с периода новорожденности, но в разные возрастные периоды меняется степень их выраженности.