По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.72

Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы

Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, главный специалист лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ЗелО-ИДА ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, е-mail: avramenko_vg@mail.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая лабораторией развития личности и здоровьесбережения, ЗелО-ИДА ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, еmail: sjelene@yandex.ru
Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, заслуженный врач РФ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ЗелО-ИДА ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, е-mail: leoden51@mail.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования динамики представлений, мотивации и поведения школьников относительно физической активности как компонента здорового образа жизни.

Литература:

1. Морина Э. В. Двигательная активность как гигиенический фактор при проведении физкультурных занятий у детей дошкольного возраста // Педагогика современности. — 2017. — № 2.

2. Абзалов Р. А., Абзалов Н. И. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие. — Казань: «Вестфалика», 2013. — 202 с.

3. Пустовойтов Ю. Л. Двигательная активность как фактор, определяющий здоровый образ жизни человека // Психология, социология и педагогика. — 2016. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7467 (дата обращения: 02.10.2018).

4. Фомин Э. А., Федорова Н. М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. — 2014. — № 10. — С. 24–28.

5. Понкратьева Л. П., Минина В. А. Значение физической активности в жизни человека // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 568–571 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/128/35589/ (дата обращения: 31.10.2018).

6. Лубышева Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 5. — С. 36–41.

7. Кучма В. Р. Охрана здоровья детей и подростков в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2013. — № 1. — С. 4–9.

8. Зубанов В. П. Социальное партнерство в физическом воспитании в общеобразовательной школе // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnyorstvo-v-fizicheskom-vospitanii-v-obscheobrazovatelnoyshkole (дата обращения: 31.10.2018).

9. Кирушин К. Р., Школьникова Л. Е. Исследование отношения обучающихся к занятиям физической культурой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. -Т. 2. — С. 410–415 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/570080.htm.

Актуальность задачи формирования физической культуры обучающихся обусловлена увеличением количества «школьных заболеваний» и ведущей ролью здорового образа жизни в укреплении здоровья. Многочисленные исследования показывают, что физическая культура не только способствует укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни, но и улучшает ее качество. Она способствует развитию физических и психологических качеств личности, повышению уровня интеллектуальной деятельности, совершенствованию различных физиологических систем, организма в целом [1–5]. Отмечается также, что физическая активность способствует росту функциональных резервов организма и тем самым повышает его адаптивный потенциал. Таким образом, физическую активность можно рассматривать как характеристику стиля жизни человека и условие его социального благополучия и успешности [6, 7].

Особое значение имеет физическая активность в детском возрасте.

Доказано, что достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма и личности ребенка.

Дефицит двигательной активности может приводить к задержке развития интеллектуального и физического потенциала, снижает показатели обучаемости и успеваемости. Из года в год в процессе обучения в школе усиливаются нагрузки на организм школьников, что приводит к возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата, зрения, органов пищеварения и других органов и систем. Статистика показывает, что с каждым годом состояния здоровья московских школьников ухудшается.

Всё это происходит на фоне низкой двигательной активности, которая стала реальной угрозой здоровью школьников, об этом мы писали в статье «Медицинские осмотры школьников — важное звено профилактики». В связи с этим одной из приоритетных задач современной школы является создание условий для оптимальной двигательной активности обучающихся и реализация эффективной системы физического воспитания.

В педагогической практике накоплен большой опыт по разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных программ, методик и технологий, направленных на повышение двигательной активности школьников.

Для Цитирования:
Авраменко Вера Григорьевна, Нехорошева Елена Владимировна, Денисов Леонид Анатольевич, Физическая активность в системе воспитания культуры здорового образа жизни в образовательном пространстве Зеленоградского АО г. Москвы. Санитарный врач. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: