По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.1

Финляндия: новая модель низкоуглеродной рециркулирующей экономики

Шлямин Валерий Александрович д-р экон. наук, торговый представитель Российской Федерации в Финляндской Республике, Адрес: 00140, г. Хельсинки, Техтаанкату, 1С, e-mail: vshlyamin@yandex.ru
Анашкин Федор канд. тех. наук, эксперт Торгпредства РФ в Финляндии Воробьева Дарья, эксперт Торгпредства РФ в Финляндии

Анализируются предпосылки перехода Финляндии на модель низкоуглеродистой рециркулирующей экономики в соответствии с требованиями Парижского соглашения об экологии. Однако, существующая модель, в т.ч. широкое использование углеродоемких носителей, от которых Финляндия не в состоянии отказаться, сможет быть реализована не раньше 2050 г.

Литература:

1. Technical report «What does the Paris Climate Agreement mean for Finland and the European Union?» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//climateanalytics.org/files/ca_paris_agreement_finland_ eu.pdf (Дата обращения: 15.02.2017).

2. Energia- ja ilmastostrategian vaikutusarviot: Yhteenvetoraportti [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tietokayttoon.fi/julkaisu?pubid=16902 (Дата обращения: 15.02.2017).

3. Tilastoraportin «Energia 2016» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hwww.stat.fi/til/ene.html#_ ga=1.104072391.612777520.1476790840 (Дата обращения: 12.02.2017).

4. Arman Aghahosseini, Dmitri Bogdanov and Christian Breyer «The MENA Super Grid towards 100 % Renewable Energy Power Supply by 2030» 11th International Energy Conference, May 30–31, Tehran, Iran [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/303671336_ The_MENA_Super_Grid_towards_100_Renewable_Energy_Power_Supply_by_2030 (Дата обращения: 24.02.2017).

5. Olli Rehn: «Olen ei ydinvoimaa -nappiakin kantanut» — Meillä on viidenneksen vaje sähköntuotannossa [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tekniikkatalous.fi/tekniikka/energia/olli-rehn-olenei-ydinvoimaa-nappiakin-kantanut-meilla-on-viidenneksen-vaje-sahkontuotannossa-6577381 (Дата обращения: 07.03.2017).

6. Economics research of a consulting company Deloitte «Circular Economy — from theory to practice» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www2 .deloitte.com/content/dam/Deloitte/fi/Documents/risk/Circular %20economy %20FINAL %20web.pdf (Дата обращения: 02.02.2017).

7. Valtioneuvoston selvitys «Kiertotalous Suomessa — toimintaympäristö, ohjauskeinot ja mallinnetut vaikutukset vuoteen 2030» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tietokayttoon.fi/documents/10616/2009122/25_Kiertotalous+Suomessa.pdf/5a942ae7-9ec8-4b54-a079-f99c8ba2 f8f1? version=1.0 (Дата обращения: 14.02.2017).

8. Elinkeinoelämän keskusliitto EK:n Investointitiedustelu 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ek.fi/wp-content/uploads/investointitiedustelu_kesa2013.pdf (Дата обращения: 17.02.2017).

9. Elinkeinoelämän keskusliitto EK:n Investointitiedustelu 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ek.fi/wp-content/uploads/investointitiedustelu_kevat2014.pdf (Дата обращения: 17.02.2017).

10. Elinkeinoelämän keskusliitto EK:n Investointitiedustelu 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ek.fi/wp-content/uploads/Investointitiedustelu_kesakuu2015.pdf (Дата обращения: 17.02.2017).

11. Elinkeinoelämän keskusliitto EK:n Investointitiedustelu 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ek.fi/wp-content/uploads/ Investointitiedustelu_kesakuu2016.pdf (Дата обращения: 15.02.2017).

12. Taloudellinen katsaus, talvi 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vm.fi/julkaisu?pubid=15802 (Дата обращения: 17.02.2017).

13. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ek.fi/mita-teemme/talous/perustietoja-suomentaloudesta/3998–2 (Дата обращения: 15.03.2017).

15. Elinkeinoelämän keskusliitto EK: Innovaatiorahoitusta kasvatettava 160–200 miljoonalla, leikkaus päivähoitomaksuihin [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.talouselama.fi/uutiset/ekinnovaatiorahoitusta-kasvatettava-160–200-miljoonalla-leikkaus-paivahoitomaksuihin-6626964 (Дата обращения: 16.02.2017).

16. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53602 (Дата обращения: 16.03.2017).

За последние 40 лет Финляндия достигла впечатляющих результатов в социально-экономическом развитии, традиционно уделяя особое внимание нивелированию негативного влияния на окружающую среду. В связи с чем вполне естественным выглядит стремление страны стимулировать экономический рост, создавать новые рабочие места во взаимосвязи с решением вопросов по сохранению благоприятной экологической обстановки и рациональным использованием природных ресурсов.

Данный подход хорошо согласуется с существующими глобальными вызовами: ростом населения, урбанизацией, ограниченностью и истощением природных ресурсов, изменением климата и т.д. Эти вызовы предполагают адекватные изменения в существующей модели финской национальной экономики, сочетающей в себе элементы низкоуглеродной и рециркулирующей экономик.

В основе создания низкоуглеродного сектора экономики заложены требования Парижского соглашения, направленные на противодействие изменению климата, которое было подписано Финляндией в апреле 2016 года в рамках Международной конференции по климату ООН.

Финляндия, присоединившись к Парижскому соглашению, взяла на себя обязательства по реализации мер по снижению эмиссии парниковых газов на 60 % к 2030 году относительно уровня 1990 года и на 130 % к 2050 году (см. рис. 1) [1].

Как видно из рис. 1, Парижское соглашение предъявляет к стране более жесткие требования к динамике снижения эмиссии парниковых газов, чем Канкунские соглашения1 . Так, уже в 2030-ые годы эмиссия должна уменьшиться более чем в два раза к уровню 1990 года, тогда как Канкунские соглашения требовали достижения данного уровня только ближе к 2050 году.

Предварительные исследования [2] показали, что существующая модель развития экономики Финляндии не позволяет выполнить принятые обязательства Парижского соглашения не только к 2040 году, но и к 2050 году. В частности, к 2020 году при существующей модели развития экономики объем выбросов парниковых газов в эквиваленте диоксида углерода составит 64 млн тонн/ год, тогда как, в соответствии с требованиями Парижского соглашения, он должен быть не более 56 млн тонн/год.

Для Цитирования:
Шлямин Валерий Александрович, Анашкин Федор, Финляндия: новая модель низкоуглеродной рециркулирующей экономики. Международная экономика. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: