Разработка стратегии развития лизинговой компании является одним из важнейших условий её эффективного развития. Актуальность организации процесса стратегического управления в компании обусловлена неустойчивостью развития мировой и российской экономики. Сценарное прогнозирование развития ситуации на рынке и моделирование действий компании в условиях изменяющейся внешней среды будет способствовать преодолению возможных негативных тенденций в её развитии. Для лизинговых компаний стратегическое планирование призвано играть особую роль в виду макроэкономического значения лизинга в качестве инструмента обновления материально- технической базы отраслей и непосредственной взаимосвязи с инвестиционным спросом. При этом место и роль подразделения стратегического развития в лизинговой компании зависит от организационной формы управления лизингом и масштабов деятельности компании. В целом в настоящее время стратегическое планирование в сфере лизинга находится на этапе становления. Крупные лизинговые компании активно проводят стратегические исследования рынка на постоянной основе, занимаются бизнес-планированием, разрабатывают стратегию развития собственными силами путём создания соответствующих подразделений, либо нанимают сторонних консультантов, имеющих необходимые методологические компетенции. Широкие возможности по разработке стратегии в крупных компаниях имеют и свою обратную сторону.
Довольно часто возникает ситуация, когда стратегия разрабатывается в значительном отрыве от операционной деятельности, а результаты стратегических разработок так и не доходят до операционализации. Возникают сложности во внутренних коммуникациях. Кроссфункциональный характер организации процесса стратегического планирования подразумевает вовлечение в этот процесс подразделений продаж, маркетинга, финансов, управления персоналом. Однако при наличии в структуре компании подразделения стратегического развития у коллектива компании могут возникнуть ложные представления о том, что к ним процесс стратегического планирования не имеет никакого отношения. Усложняется сбор необходимой для стратегического планирования информации и вовлечение персонала в разработку стратегии также и в крупных компаниях с разветвлённой территориальной структурой. Более мелкие лизинговые компании либо вообще не разрабатывают стратегических планов, либо осуществляют планирование в краткосрочном горизонте в силу высокой зависимости от текущей конъюнктуры рынка, неопределённостей с привлечением заёмного финансирования. Клиентская база мелких лизингодателей представлена также небольшими компаниями, часто с неустойчивым финансовым состоянием, без долгосрочных планов развития, что создаёт дополнительный риск для операционной деятельности. Положительным моментом специфики разработки стратегии в небольших компаниях является лёгкость вовлечения сотрудников в этот процесс. Но отсутствие необходимых ресурсов и компетенций приводит к тому, что стратегия не имеет чётко продуманного плана, разрабатывается в высокой зависимости от воли и желаний высшего менеджмента, зачастую методологически некорректно и не приводит к реальному управлению изменениями.