По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.88

Финансовый лизинг в обеспечении станций скорой медицинской помощи специальными транспортными средствами

Дуканич Л. В. д.э.н., проф., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Валуева Т. Н. магистр, выпускник магистерской программы «Здравоохранение и государственно-частное партнерство» Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

В статье рассматривается проблема обеспечения станций скорой медицинской помощи специальными автотранспортными средствами (АСМП) и возможные способы ее решения: покупка, аутсорсинг и финансовый лизинг АСМП в рамках действующей законодательной базы и сложившегося экономического пространства. Освещаются основные преимущества и болевые точки каждого из указанных способов. Обосновывается целесообразность более активного использования финансового лизинга для решения указанной проблемы.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 16.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 ноября 1998 г. №44 ст. 5394.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» — URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 16.12.20).

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 30.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. №14 ст. 1652.

4. Федеральный закон от 18.07.2017 №161ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. №30 ст. 4441.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») — URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 10.12.2020).

6. Отчет «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год» — URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/ system/attachments/attaches/000/055/642/original/MZRF_2021_All_08-04-2021-Preview. pdf?1619014721 (дата обращения: 18.12.20).

7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также услуг по их доставке до конечного потребителя» — URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 18.12.20).

8. Барсукова, И. М. Автопарк скорой медицинской помощи в Российской Федерации / М. Барсукова, А. Г. Мирошниченко, О. Г. Кисельгоф // Скорая медицинская помощь. — 2014. — Т. 15. — №1. — С. 20–28.

9. Барсукова, И. М. Организационные и финансово-экономические механизмы совершенствования скорой медицинской помощи в новых экономических условиях: автореф. дисс. … доктора медицинских наук / И. М. Барсукова. — СПб., 2017. — 48 с.

10. Ходыкин М. «Скорое колесо: регионы рассказали об износе автопарка оперативнослужбы» — URL: https://iz.ru/1006342/maksim-khodykin/skoroe-koleso-regiony — rasskazali-ob-iznose-avtoparka-operativnoi-sluzhby. (дата обращения: 18.12.21).

11. Кузнецов М. Лизинг — старый инструмент финансирования здравоохранения. — URL: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2018/05/24/lizing — starii-noviiinstrument-finansirovaniya-zdravoohraneniya (дата обращения: 18.12.20).

12. Мельников М. Лизинг локоть, да не укусишь: почему госзаказчики робеют перед моделью финансовой аренды. — URL: https://vademec.ru/article/lizing_lokot- _da_ne_ ukusish — pochemu_goszakazchiki_robeyut_pered_modelyu_finansovoy_arendy_medtekhni.

13. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2020 — URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#graph/, (дата обращения: 25.02.20).

Одним из направлений развития российской системы здравоохранения является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП). В последние годы произошли значительные изменения материально-технической базы организаций СМП, совершенствовалась профессиональная подготовка персонала СМП, были внедрены современные технологии в работу догоспитального и госпитального этапов СМП, произошел рост информатизации и автоматизации процессов управления, улучшился контроль качества оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем сложившаяся система организации службы СМП все еще не обеспечивает необходимую доступность и своевременность помощи, в том числе изза нехватки специального автотранспорта и состояния его парка. Среди причин, сдерживающих развитие скорой медицинской помощи в стране, называется и несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, современным требованиям [8, 9].

В статье рассматриваются автомобили скорой помощи (АСМП), оснащенные медицинским оборудованием в соответствии с установленными требованиями (автомобили класса (типа) А — (медпомощь в них во время транспортировки не оказывается), В (основной тип) и С (реанимобили). Возросший в последнее время рост вызовов бригад скорой медицинской помощи приводит к тому, что задействованные в оказании помощи транспортные средства эксплуатируются в более интенсивном режиме. Специальный транспорт подвергается сильному износу, стареет, выбывает, в том числе и до установленного срока его полезного использования. Нередки случаи, когда транспорт выходит из строя изза поломки и требует времени на ремонт. Как следствие, определенная часть средств попросту простаивает. Изношенность машин скорой медицинской помощи в некоторых регионах России в период пандемии коронавируса серьезно влияет на работу оперативной службы. Так, в Республике Башкортостан плохое техническое состояние отмечено у 163 из 560 автомобилей, об изношенности автопарка на 35% сообщили и в Санкт-Петербурге. Однако есть и те регионе, у которых, по их мнению, всё в порядке: в Нижегородской и Брянской областях заявили об отсутствии дефицита машин СМП [10]. Возросшую нагрузку на скорые и их нехватку отмечают не только региональные власти, но и федеральные. По данным отчета «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год», в 2020 г. на балансе медучреждений в России состояло 21 383 автомобиля скорой медицинской помощи всех классов, из них класса А — 2577, общий износ — 70,5%, класса В — 16 454, общий износ — 27,2%, класса С — 2326, общий износ — 24,5% [6].

Для Цитирования:
Дуканич Л. В., Валуева Т. Н., Финансовый лизинг в обеспечении станций скорой медицинской помощи специальными транспортными средствами. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: