Одним из направлений развития российской системы здравоохранения является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП). В последние годы произошли значительные изменения материально-технической базы организаций СМП, совершенствовалась профессиональная подготовка персонала СМП, были внедрены современные технологии в работу догоспитального и госпитального этапов СМП, произошел рост информатизации и автоматизации процессов управления, улучшился контроль качества оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем сложившаяся система организации службы СМП все еще не обеспечивает необходимую доступность и своевременность помощи, в том числе из-за нехватки специального автотранспорта и состояния его парка. Среди причин, сдерживающих развитие скорой медицинской помощи в стране, называется и несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, современным требованиям [8,9].
В статье рассматриваются автомобили скорой помощи (АСМП), оснащенные медицинским оборудованием в соответствии с установленными требованиями (автомобили класса (типа) А — (медпомощь в них во время транспортировки не оказывается), В (основной тип) и С (реанимобили). Возросший в последнее время рост вызовов бригад скорой медицинской помощи приводит к тому, что задействованные в оказании помощи транспортные средства эксплуатируются в более интенсивном режиме. Специальный транспорт подвергается сильному износу, стареет, выбывает, в том числе и до установленного срока его полезного использования. Нередки случаи, когда транспорт выходит из строя из-за поломки и требует времени на ремонт. Как следствие, определенная часть средств попросту простаивает. Изношенность машин скорой медицинской помощи в некоторых регионах России в период пандемии коронавируса серьезно влияет на работу оперативной службы. Так, в Республике Башкортостан плохое техническое состояние отмечено у 163 из 560 автомобилей, об изношенности автопарка на 35 % сообщили и в Санкт-Петербурге. Однако есть и те регионе, у которых, по их мнению, всё в порядке: в Нижегородской и Брянской областях заявили об отсутствии дефицита машин СМП [10]. Возросшую нагрузку на скорые и их нехватку отмечают не только региональные власти, но и федеральные. По данным отчета «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год», в 2020 г. на балансе медучреждений в России состояло 21 383 автомобиля скорой медицинской помощи всех классов, из них класса А — 2577, общий износ — 70,5 %, класса В — 16 454, общий износ — 27,2 %, класса С — 2326, общий износ — 24,5 % [6].