По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.88 DOI:10.33920/VNE-03-2202-06

Финансовый лизинг в обеспечении станций скорой медицинской помощи специальными транспортными средствами

Дуканич Л. В. д.э.н., проф., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Валуева Т. Н. магистр, выпускник магистерской программы «Здравоохранение и государственно-частное партнерство» Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

В статье рассматривается проблема обеспечения станций скорой медицинской помощи специальными автотранспортными средствами (АСМП) и возможные способы ее решения: покупка, аутсорсинг и финансовый лизинг АСМП в рамках действующей законодательной базы и сложившегося экономического пространства. Освещаются основные преимущества и болевые точки каждого из указанных способов. Обосновывается целесообразность более активного использования финансового лизинга для решения указанной проблемы.

Литература:

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 16.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 ноября 1998 г. № 44 ст. 5394.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» - URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 16.12.20)

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 30.10.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652.

4. Федеральный закон от 18.07.2017 N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 30 ст. 4441.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») - URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 10.12.2020).

6. Отчет «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год» - URL: https://static0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/055/642/original/MZRF_2021_All_0 8-04-2021-Preview.pdf?1619014721 (дата обращения: 18.12.20)

7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходования Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также услуг по их доставке до конечного потребителя» - URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 18.12.20)

8. Барсукова, И. М. Автопарк скорой медицинской помощи в Российской Федерации / М. Барсукова, А. Г. Мирошниченко, О. Г. Кисельгоф // Скорая медицинская помощь. – 2014. – Т. 15. - №1. – С. 20-28.

9. Барсукова, И. М. Организационные и финансово-экономические механизмы совершенствования скорой медицинской помощи в новых экономических условиях: автореф. дисс. … доктора медицинских наук. / И. М. Барсукова – СПб., 2017. – 48 с. 10.Ходыкин М. «Скорое колесо: регионы рассказали об износе автопарка оперативной службы» - URL: https://iz.ru/1006342/maksim-khodykin/skoroe-koleso-regiony rasskazali-ob-iznose-avtoparka-operativnoi-sluzhby. (дата обращения: 18.12.21) 11.Кузнецов М. Лизинг – старый инструмент финансирования здравоохранения. - URL: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2018/05/24/lizing-starii-novii-instrument-finansirovaniya-zdravoohraneniya (дата обращения: 18.12.20)

12. Мельников М. Лизинг локоть, да не укусишь: почему госзаказчики робеют перед моделью финансовой аренды. - URL: https://vademec.ru/article/lizing_lokot_da_ne_ukusish pochemu_goszakazchiki_robeyut_pered_modelyu_finansovoy_arendy_medtekhni/

13. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2020 - URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#graph/, (дата обращения: 25.02.20)

1. Federal'nyj zakon ot 29 oktjabrja 1998 g. № 164-FZ «O finansovoj arende (lizinge)» (red. ot 16.10.2017) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 nojabrja 1998 g. № 44 st. 5394.

2. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan Rossijskoj Federacii» - URL: https://www.garant.ru (data obrashhenija: 16.12.20)

3. Federal'nyj zakon ot 5 aprelja 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» (red. ot 30.10.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 aprelja 2013 g. № 14 st. 1652.

4. Federal'nyj zakon ot 18.07.2017 N 161-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'ju 149 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii". Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 ijulja 2017 g. N 30 st. 4441.

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») - URL: https://base.garant.ru (data obrashhenija: 10.12.2020).

6. Otchet «Ob itogah raboty Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii v 2020 godu i zadachah na 2021 god» - URL: https://static0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/055/642/original/MZRF_2021_All_08-042021-Preview.pdf?1619014721 (data obrashhenija: 18.12.20)

7. Otchet o rezul'tatah kontrol'nogo meroprijatija «Audit jeffektivnosti rashodovanija Ministerstvom promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii v 2019 godu bjudzhetnyh assignovanij federal'nogo bjudzheta na zakupku avtomobilej skoroj medicinskoj pomoshhi i shkol'nyh avtobusov, a takzhe uslug po ih dostavke do konechnogo potrebitelja» - URL: https://ach.gov.ru (data obrashhenija: 18.12.20)

8. Barsukova, I. M. Avtopark skoroj medicinskoj pomoshhi v Rossijskoj Federacii / M. Barsukova, A. G. Miroshnichenko, O. G. Kisel'gof // Skoraja medicinskaja pomoshh'. – 2014. – T. 15. - №1. – S. 20-28. 9. Barsukova, I. M. Organizacionnye i finansovo-jekonomicheskie mehanizmy sovershenstvovanija skoroj medicinskoj pomoshhi v novyh jekonomicheskih uslovijah: avtoref. diss. … doktora medicinskih nauk. / I. M. Barsukova – SPb., 2017. – 48 s. 10.Hodykin M. «Skoroe koleso: regiony rasskazali ob iznose avtoparka operativnoj sluzhby» - URL: https://iz.ru/1006342/maksim-khodykin/skoroe-koleso-regiony rasskazali-ob-iznose-avtoparka-operativnoi-sluzhby. (data obrashhenija: 18.12.21) 11.Kuznecov M. Lizing – staryj instrument finansirovanija zdravoohranenija. - URL: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2018/05/24/lizing-starii-novii-instrument-finansirovaniya-zdravoohraneniya (data obrashhenija: 18.12.20)

12. Mel'nikov M. Lizing lokot', da ne ukusish': pochemu goszakazchiki robejut pered model'ju finansovoj arendy. - URL: https://vademec.ru/article/lizing_lokot_da_ne_ukusish pochemu_goszakazchiki_robeyut_pered_modelyu_finansovoy_arendy_medtekhni/

13. Rejting investicionnoj privlekatel'nosti regionov Rossii 2020 - URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2020#graph/, (data obrashhenija: 25.02.20)

Одним из направлений развития российской системы здравоохранения является совершенствование системы скорой медицинской помощи (СМП). В последние годы произошли значительные изменения материально-технической базы организаций СМП, совершенствовалась профессиональная подготовка персонала СМП, были внедрены современные технологии в работу догоспитального и госпитального этапов СМП, произошел рост информатизации и автоматизации процессов управления, улучшился контроль качества оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем сложившаяся система организации службы СМП все еще не обеспечивает необходимую доступность и своевременность помощи, в том числе из-за нехватки специального автотранспорта и состояния его парка. Среди причин, сдерживающих развитие скорой медицинской помощи в стране, называется и несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, современным требованиям [8,9].

В статье рассматриваются автомобили скорой помощи (АСМП), оснащенные медицинским оборудованием в соответствии с установленными требованиями (автомобили класса (типа) А — (медпомощь в них во время транспортировки не оказывается), В (основной тип) и С (реанимобили). Возросший в последнее время рост вызовов бригад скорой медицинской помощи приводит к тому, что задействованные в оказании помощи транспортные средства эксплуатируются в более интенсивном режиме. Специальный транспорт подвергается сильному износу, стареет, выбывает, в том числе и до установленного срока его полезного использования. Нередки случаи, когда транспорт выходит из строя из-за поломки и требует времени на ремонт. Как следствие, определенная часть средств попросту простаивает. Изношенность машин скорой медицинской помощи в некоторых регионах России в период пандемии коронавируса серьезно влияет на работу оперативной службы. Так, в Республике Башкортостан плохое техническое состояние отмечено у 163 из 560 автомобилей, об изношенности автопарка на 35 % сообщили и в Санкт-Петербурге. Однако есть и те регионе, у которых, по их мнению, всё в порядке: в Нижегородской и Брянской областях заявили об отсутствии дефицита машин СМП [10]. Возросшую нагрузку на скорые и их нехватку отмечают не только региональные власти, но и федеральные. По данным отчета «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год», в 2020 г. на балансе медучреждений в России состояло 21 383 автомобиля скорой медицинской помощи всех классов, из них класса А — 2577, общий износ — 70,5 %, класса В — 16 454, общий износ — 27,2 %, класса С — 2326, общий износ — 24,5 % [6].

Для Цитирования:
Дуканич Л. В., Валуева Т. Н., Финансовый лизинг в обеспечении станций скорой медицинской помощи специальными транспортными средствами. Лизинг. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: