По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Финансовые вопросы норвежского энергетического перехода в условиях глобализации мировой экономики

Г. Н. Ротанов доктор экономических наук, доцент, профессор Севастопольского государственного университета

Цель статьи состоит в том, чтобы выявить финансовые проблемы норвежского энергетического перехода в контексте экономической глобализации. Методы: аналитический, сравнительный, дедуктивный. Ключевым участником норвежского энергетического перехода является государство, особенно суверенный фонд. Существуют зеленые финансовые инструменты: прямые инвестиции, акции, облигации, эконалоги и ETS EU.

Литература:

1. Ackah, I. No African country is Norway! A perspective on sovereign wealth funds and the energy transition // Energy Research & Social Science. — 2021. — Т. 75. — С. 102048.

2. Bauknecht, D., Andersen, A. D., Dunne, K. T. Challenges for electricity network governance in whole system change: Insights from energy transition in Norway // Environmental Innovation and Societal Transitions. — 2020. — Т. 37. — С. 318–331.

3. Boasson, E. L., Jevnaker, T. Energy governance in Norway: too much of a good thing? // Handbook of Energy Governance in Europe. — 2022. — С. 897–921.

4. Mäkitie, T. et al. The green flings: Norwegian oil and gas industry’s engagement in offshore wind power // Energy Policy. — 2019. — Т. 127. — С. 269–279.

5. Meckling, J., Hughes, L. Global interdependence in clean energy transitions // Business and Politics. — 2018. — Т. 20. — № 4. — С. 467–491.

6. Rauter, A. R. K. K. Elite energy transitions: Leaders and experts promoting renewable energy futures in Norway // Energy Research & Social Science. — 2022. — Т. 88. — С. 102509.

7. Безрукова, Т. Л., Швец, Ю. Ю. Влияние факторов на развитие инновационных систем сельских территорий в сфере туризма / Т. Л. Безрукова, Ю. Ю. Швец // Уфимский гуманитарный научный форум. — 2022. — № 4 (12). — С. 46–53.

8. Глебова, А. Г., Данеева, Ю. О. Адаптация российской энергетики к декарбонизации мировой экономики // Экономика. Налоги. Право. — 2021. — Т. 14. — № 4. — С. 48–55.

9. Довбий, И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. — 2022. — Т. 14. — № 5. — С. 25–42.

10. Плотников, В. А., Бабенков, В. И. Экономическая безопасность российской нефтегазовой отрасли в условиях энергетического перехода // Экономический вектор. — 2021.— № 3 (26). — С. 55–61.

11. Радзиевская, Я. Н. Государственное регулирование рынка коллективных инвестиций // Путеводитель предпринимателя. — 2018. — № 38. — С. 118–134.

12. Сумин, А. М. Энергетическая политика Норвегии. Часть 1. Концепция энергетической безопасности // Актуальные проблемы нефти и газа. — 2020. — № 1 (28). — С. 9.

1. Ackah, I. No African country is Norway! A perspective on sovereign wealth funds and the energy transition. Energy Research & Social Science. 2021, T. 75, p. 102048.

2. Bauknecht, D., Andersen, A. D., Dunne, K. T. Challenges for electricity network governance in whole system change: Insights from energy transition in Norway. Environmental Innovation and Societal Transitions. 2020, T. 37, pp. 318–331.

3. Boasson, E. L., Jevnaker, T. Energy governance in Norway: too much of a good thing? Handbook of Energy Governance in Europe. 2022, pp. 897–921.

4. Mäkitie, T. et al. The green flings: Norwegian oil and gas industry’s engagement in offshore wind power. Energy Policy. 2019, T. 127, pp. 269–279.

5. Meckling, J., Hughes, L. Global interdependence in clean energy transitions. Business and Politics. 2018, T. 20, No. 4, pp. 467–491.

6. Rauter, A. R. K. K. Elite energy transitions: Leaders and experts promoting renewable energy futures in Norway. Energy Research & Social Science. 2022, T. 88, p. 102509.

7. Bezrukova, T. L., Shvets, Yu. Yu. Influence of factors on the development of innovative systems of rural territories in the field of tourism. T. L. Bezrukova, Yu. Yu. Shvets. Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2022, No. 4 (12), pp. 46–53.

8. Glebova, A. G., Daneyeva, Yu. O. Adaptation of the Russian energy sector to the decarbonization of the world economy. Economics. Taxes. Right. 2021. T. 14. No. 4. pp. 48–55.

9. Dovbiy, I. P. Financial and economic conditions of the energy transition for the national economy. Financial journal. 2022, T. 14, No. 5, pp. 25–42.

10. Plotnikov, V. A., Babenkov, V. I. Economic security of the Russian oil and gas industry in the conditions of the energy transition. Economic vector. 2021, No. 3 (26), pp. 55–61.

11. Radzievskaya, Ya. N. State regulation of the collective investment market. Entrepreneur’s Guide. 2018, No. 38, pp. 118–134.

12. Sumin, A. M. Energy policy of Norway. Part 1. The concept of energy security. Current problems of oil and gas. 2020, No. 1 (28), p. 9.

Дата поступления рукописи в редакцию: 03.11.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.11.2023.

ВВЕДЕНИЕ

Переход современной энергетики к низкоуглеродной экономике является вызовом для стран, основным источником доходов бюджета которых является экспорт нефти и газа. Королевство Норвегия экспортирует более 95% природного газа и 75% добываемой в стране нефти [1]. Средства от продажи углеводородов являются основной причиной благосостояния государства, глубоко вовлеченного в процессы глобализации, согласно показателю KOF Globalization Index Швейцарского экономического института. Однако Зеленая повестка вносит коррективы в дальнейшее развитие экономики, что свидетельствует об актуальности анализа выбранной темы. Четвертый энергетический переход влияет на структуру мировых экономических ресурсов в контексте устойчивого развития, стимулируя рост рынка зеленых финансовых инструментов, что объясняет интерес к изучению этого явления с позиций экономической науки. Практическая значимость заключается в возможности применения опыта таких механизмов в Российской Федерации на примере одной из стран — лидеров новой зеленой революции, экономика которой также является сырьевой. В связи с этим цель исследования состоит в том, чтобы очертить финансовые аспекты норвежского энергетического перехода в контексте экономической глобализации.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЧЕТВЕРТОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА»

Термин «энергетический переход» (Energiewende) был введен в 1980 г. в статье Института прикладной экологии (Германия) как объяснение возможных процессов в мировой экономике в будущем [7]. Ученые выдвинули гипотезу о том, что в начале XXI века произойдет глобальное смещение приоритетов энергетической политики крупнейших стран мира в сторону рационального природопользования. Это предположение перекликается с концепцией русского ученого конца XIX — начала XX веков В. Вернадского о ноосфере, под которой понимается гармоничное сосуществование людей и их ойкумены [3]. В 1987 г. ООН предложила концепцию устойчивого развития, направленную на сохранение природных ресурсов и экосистем, а в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, что способствовало дальнейшему развитию взглядов в парадигме «природа — общество».

В научных работах многих исследователей основные приоритеты концепции устойчивого развития часто отождествляются с зеленой экономикой, созданной в ходе ее реализации. Однако декларируемые принципы сокращения выбросов и сохранения природных ресурсов на практике означают значительные инвестиции в экономику. Для нахождения баланса между экономическим развитием и охраной окружающей среды Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала концепцию зеленого роста исходя из следующих идей [4]:

• «зеленое кейнсианство» — реализация государственных экологических программ, особенно в условиях кризиса;

• «теория зеленого роста» — увеличение «природного капитала» в экономике за счет повышения налогов в отраслях, противоречащих заданным установкам;

• «зеленая промышленная революция» — финансовые привилегии и поддержка компаний, внедряющих инновации в области природопользования, в первую очередь в области развития возобновляемых источников энергии, таких как ветряные и солнечные электростанции [12].

Идеи энергетического перехода легли в основу технологической перестройки мировых экономик, где акцент был сделан на:

• сокращение добычи нефти, газа и других ископаемых видов топлива с последующим отказом от них;

• предотвращение повышения средней температуры поверхности Земли и негативных последствий изменения климата;

• снижение выбросов СО2 и других токсичных веществ в атмосферу [5].

На практике происходит обострение противоречий между развитыми и развивающимися странами, в частности, из-за нарастания процессов глобализации. Если первые проводят технологическую модернизацию и стремятся отказаться от углеводородов, то вторые нуждаются в дешевой энергии для удовлетворения базовых потребностей населения. Социальноэкономическое неравенство будет увеличиваться с каждым годом на глобальном и национальном уровнях, что подтверждают авторы доклада «2052: глобальный прогноз на следующие сорок лет» (Римский клуб) [6]. Причинами такого неравенства являются: разные темпы роста температуры воздуха по штатам; снижение производительности труда из-за изменения климата; перераспределение капитала в отраслях, связанных с развитием экологической повестки; и др.

Одной из развитых стран, взявших курс на построение зеленой экономики, является Королевство Норвегия. В 2016 г. была опубликована стратегия энергетической политики государства: «Белая книга по энергетической политике — Сила перемен — энергетическая политика до 2030 года». Ключевыми составляющими книги являются положения о концепции энергетической безопасности, защиты окружающей среды и развития ВИЭ как фундаментального элемента современного энергетического перехода, повышения энергоэффективности и максимизации прибыльности норвежского энергетического сектора при минимальных затратах [6]. В Норвегии за последнее столетие достигнуты значительные социально-экономические успехи, в первую очередь благодаря грамотному распоряжению доходами от экспорта углеводородов. По данным Всемирного банка, в 2021 г. темп роста ВВП составил 3,9%, что является хорошим показателем среди группы развитых стран [2].

Являясь членом Организации экономического сотрудничества и развития с 1961 г. и обладая крупнейшими в Европе запасами нефти, Норвегия постоянно стремится инвестировать в своих людей. С 2001 по 2006, с 2009 по 2018 г., а также в 2020 г. государство стало мировым лидером по индексу развития человеческого потенциала (ИЧР) [9]. Этот статистический показатель учитывает уровень образования, медицинские и демографические факторы в обществе. С повышением общего уровня благосостояния у населения повышаются требования к качеству жизни, в том числе к экологической чистоте.

Высокая социальная направленность норвежской политики последних десятилетий подстегнула внедрение ESG в экономику страны. В эту аббревиатуру входят такие понятия, как «окружающая среда» (Е — environment), т. е. бережное отношение к биосфере; «социальная политика» (S — social), высокая социальная ответственность; «корпоративное управление» (G — governance). Активная реализация повестки ESG в Норвегии отчасти объясняется начавшимися природными изменениями: потеплением на Скандинавском полуострове, миграцией северных оленей в отдельных районах в поселения в поисках пищи, угрозой исчезновения ряда насекомых, экосистемы [5]. Задачи, поставленные правительством в рамках «Зеленой повестки дня», например, включают:

• инвестирование средств в создание инфраструктуры добычи нефти и газа, полностью нейтральной с точки зрения выбросов углекислого газа. Норвежская национальная нефтяная компания Equinor предложила план инвестирования 50 млрд норвежских крон в проекты, ориентированные на климат, к 2030 г. [4]. Выбросы CO2 должны быть сокращены на 40% к намеченной дате;

• увеличение продаж электромобилей. На конец 2021 г. самый высокий процент продаж электромобилей в мире был зафиксирован в Норвегии— 64,5 [2];

• увеличение выработки электроэнергии, вырабатываемой ветряными электростанциями. Правительство Королевства планирует к 2040 г. выделить/предоставить значительные площади для морских (у побережья) ветряных электростанций в южной части Северного моря [2];

• поддержка НИОКР, способствующих развитию климатических технологий.

Однако существует ряд проблемных моментов, усложняющих безболезненный переход к экономике, основанной на ESG. К ним относится угнетение интересов коренных малочисленных народов (саамов) на местном уровне в угоду экономической выгоде государства (добыча меди компанией «Ниссур» в Арктической зоне) [1]. Остро стоит проблема захоронения 1 млн т ядерных отходов в Раусандре, что чревато глобальными экологическими трудностями в ближайшем будущем [1]. Норвежское министерство климата и окружающей среды также обнаружило несоответствия и нарушения экологических норм в области контроля выбросов системы на платформах нефтяной компании Equinor на нефтеперерабатывающем заводе компании в Монгстаде.

РОЛЬ УГЛЕВОДОРОДОВ В ЭКОНОМИКЕ НОРВЕГИИ

Сегодня нефтегазовая промышленность продолжает играть важную роль в экономике королевства. Министерство нефти и энергетики Норвегии отмечает, что с 1970-х гг. добыча углеводородов на континентальном шельфе принесла норвежскому ВВП более 18 млрд норвежских крон [4]. Непосредственное участие государства в нефтедобыче выражается в том, что ему принадлежат доли в уставном капитале горнодобывающих предприятий, трубопроводов, объектов береговой инфраструктуры и т. д.

Прогнозы Минфина Норвегии таковы: в 2022 г. бюджет страны получит более 580 млрд норвежских крон в виде налогов от добычи нефти, а в 2023 г. — более 850 млрд.

При этом чистый денежный поток от прямого участия государства в добыче нефти (SDFI) составит 561,9 и 514,4 млрд норвежских рупий соответственно.

Важность этого сырья в стране подтверждается наличием специального закона о налогообложении нефти. Из-за сверхприбыли от добычи этого сырья компании облагаются дополнительным специальным налогом. Текущая ставка корпоративного подоходного налога в Норвегии составляет 22 %. Для обеспечения нейтральности системы налогообложения уплаченный корпоративный налог списывается при исчислении специальной налоговой базы. Как следствие, это становится причиной для расчета налога в размере 71,8% для сохранения комбинированной предельной налоговой ставки в размере 78 % [10]. Целью этой ставки является перегруппировка финансовых ресурсов для улучшения благосостояния норвежского общества. Доля экологических и земельных налогов значительно меньше. В 2022 г. они составили 7,6 млрд NOR (1,3%), а в 2023г.— 8,5 млрд NOR (1%).

ЗЕЛЕНЫЕ ФИНАНСЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Субъектами глобального энергетического перехода в Норвегии являются государственные фонды, за счет которых осуществляется модернизация экономики в рамках «Зеленой повестки дня». Они инвестируют в программы в таких областях, как чистая энергетика и зеленая инфраструктура как дома, так и за рубежом, взаимодействуя с другими государствами по актуальным вопросам глобальной климатической повестки.

Norges Bank Investment Management (NBIM) — государственный пенсионный фонд, в который перечисляются доходы от добычи нефти (сегодня его объем составляет более 12,5 трлн NOR) [16]. Он был создан в 1990 г. как часть Центрального банка Норвегии, и в настоящее время NBIM является крупнейшим в мире суверенным фондом благосостояния с общей стоимостью активов 1,3 трлн долл., что эквивалентно ВВП Мексики, 16-йэкономики на планете [11]. В 2020г. инвестиции NBIM в нефтегазовую отрасль привели к убытку в размере 10 млрд долл. (99 млрд NOR), что в итоге привело к продаже всего пакета ценных бумаг компаний, работающих в сфере разведки и добычи нефти, в то время как наибольшую доходность (42%) показали акции высокотехнологичных компаний, которые, однако, обладают высокой волатильностью, так как, например, за 6 месяцев 2022 г. их котировки в портфеле фонда упали почти на треть. Сегодня NBIM владеет около 1,5% всех акций в мире и долями более чем в 9 тыс. предприятий из более чем 70стран [18]. Значительную часть портфеля занимают ценные бумаги таких ТНК, как Apple, Microsoft, Alphabet, Nestle и Amazon.com. Каждый может отслеживать его пополнение нефтяными доходами в режиме реального времени на официальном сайте.

Глобальный энергетический переход не может быть осуществлен только мерами государства и крупнейших инвесторов. Необходимы консолидированные усилия всех экономических агентов для продвижения новой зеленой революции. В целях популяризации экологической повестки среди предпринимателей муниципалитет Кристиансанна в 1996 г. начал продажу специализированных сертификатов «Экомаяк». Впоследствии эта программа получила государственную поддержку и широкое распространение по всему Королевству. Это первая национальная схема, признанная в ЕС в 2017 г., что является показателем высоких экологических стандартов и качества [6]. Цель продажи этих сертификатов — снижение негативного воздействия бизнеса на окружающую среду и, как следствие, улучшение репутации предприятий в рамках «Зеленой повестки дня». С этой целью сегодня проводятся обучающие семинары для сотрудников компании, а также представителей органов местного самоуправления для последующего экологического аудита на их участках.

В целях поощрения частного сектора к следованию принципам ESG в 2015 г. на базе Эко-Маяка был организован конкурс. В 2022 г. лауреатами премии стали компании сферы торговли, развлечений и общественного питания [3]. Лидером в номинации «Крупный бизнес» стала сеть магазинов секонд-хенд «Фретекс», использующая современные технологии для повышения энергоэффективности. Например, компания установила специальные датчики в большинство своих мусорных баков для сбора текстиля, это позволяет автомобилям совершать меньше поездок, что приводит к снижению расхода топлива и выбросов. Сеть работает над инновационным проектом «Круговой текстиль», который уже получил необходимое финансирование и привлек внимание других субъектов текстильной отрасли. Победителем в номинации «Малый и средний бизнес» стал фестиваль поп- и рок-музыки Øyafestivalen, который год за годом повышает экологичность своих мероприятий. Применяются такие зеленые меры, как использование многоразового стекла, компостируемой пищевой упаковки, органических продуктов, строительство их стадий без использования ископаемого топлива, запрет одноразовых пластиковых изделий и сувениров, сбор и сортировка отходов и др.

Совместно с норвежскими организаторами фестиваля Institute for Sustainability Research (NORSUS) изучили влияние различных типов очков на климат. Лауреатом награды «Вдохновение» стал ASIA, первый ресторан в мире, который был признан Организацией Объединенных Наций частью инициативы Climate Neutral Now за сокращение и компенсацию неизбежных выбросов. Владельцы ресторана выступили с инициативой создания ассоциации Sustainable Food Norway (Sfood), в которую вошли более 40 предприятий пищевой промышленности для реализации новых мероприятий в области экологического питания. ASIA также предлагает собственный социальный пакет для сотрудников, который включает в себя ежегодные медицинские осмотры, прививки от гриппа, абонементы в тренажерный зал, услуги мануального терапевта, остеопата и мн. др. По их мнению, это поможет предотвратить производственный травматизм и сохранить хорошее здоровье.

Самым распространенным зеленым финансовым инструментом в мире являются зеленые облигации, которые были запущены в королевстве в 2010 г. при поддержке государственного банка Kommunalbanken (KBN). К 2020 г. KBN совместно с государственными банками Дании, Швеции и Финляндии выпустил 23% зеленых облигаций всей Северной Европы на сумму более 47,2 млрд норвежских рупий [1]. В начале 2015 г. Фондовая биржа Осло стала первой в мире, у которой появился собственный список зеленых облигаций благодаря установленным ею высоким стандартам.

В королевстве большая часть зеленых облигаций выпускается муниципалитетами, городами и ипотечными компаниями, около половины ценных бумаг — государством, что характерно для всей Скандинавии. С 2008 г. в Норвегии работает Центр международных климатических и экологических исследований, проводящий внешнюю оценку 70% проектов зеленых облигаций (за 14 лет проанализировано около 2500 проектов). Железнодорожное строительство и возобновляемые источники энергии являются основными направлениями, финансируемыми за счет зеленых облигаций. Единой статистики по реализации проектов зеленых облигаций в этой стране нет. Норвежская школа экономики подсчитала, что эмитентами зеленых облигаций в этой стране в 2019 г. стали 9 компаний, тогда как в Швеции их было 47 [22]. Большинство текущих инициатив носят локальный характер; Норвегия пока не входит в пятерку мировых лидеров по выпуску данного вида ценных бумаг (США, Франция, Нидерланды, Германия, Китай) [3].

Прямые инвестиции как один из способов финансирования зеленых проектов также актуальны для экономики страны. В апреле 2021 г. правительство Норвегии приняло решение о покупке 50% акций офшорной ветряной электростанции Borssele в Нидерландах [23] за счет Глобального государственного пенсионного фонда Норвегии (NBIM). Сумма сделки составила около 14,7 млрд норвежских рупий, что стало первой столь крупной инвестицией в возобновляемую энергетику в истории Норвегии, это свидетельствует о приоритетности развития данной сферы в контексте глобального энергетического перехода, поскольку без нее невозможна новая зеленая революция. Станция вырабатывает 752 МВт электроэнергии в год, что может удовлетворить потребности примерно 1 млн из 2,4 млн домохозяйств в Королевстве (41%) [5].

В связи с тем что Королевство Норвегия входит в Европейскую экономическую зону, но не является членом Европейского союза (ЕС), важно упомянуть Европейский зеленый курс, который был представлен в рамках ассоциации в 2019 г. Программа представляет собой комплекс государственных мер, направленных на достижение углеродной нейтральности к 2050 г. Предполагается, что к этому времени экономики стран — членов ЕС будут декарбонизированы [4]. В 2021 г. Европейская комиссия (ЕК) представила план его реализации, предполагающий сокращение выбросов на 55% к 2030 г., что соответствовало бы уровню 1990 г. С 2026 г. буден введен экологический налог за выброс каждого кубометра углекислого газа [4].

Основным средством достижения целей Европейского зеленого курса является переход на возобновляемые источники энергии. По мнению европейских экспертов, впоследствии это может привести к потере всего рынка экспорта нефти для таких стран, как Алжир, Россия, монархии Персидского залива, а также Норвегия [2]. Таким образом, реструктуризация экономики в рамках энергетического перехода может вызвать негативные последствия для мировой финансовой системы, если такой переход будет вынужденным и некоторые страны не успеют приспособиться к «новой нормальности».

Перестройка европейских предприятий на потребление из экологически чистых источников энергии потребует значительных капитальных вложений, что в краткосрочной перспективе снизит их конкурентоспособность, повысив стоимость большинства европейских товаров. С учетом нарастающего энергетического кризиса важно грамотно распределять имеющиеся ресурсы и не перекладывать экономическую нагрузку энергоперехода на граждан ЕС и экономически интегрированные с ними страны, что может вызвать непредсказуемые социальные и иные последствия. Например, Норвежский государственный пенсионный фонд Global несет огромные убытки изза сложившейся ситуации. В первой половине 2022 г. он потерял около 1,68 трлн NOR (174 млрд долл. США), что эквивалентно 14,4% всех его активов [4]. Кроме того, на Европу приходится около 10% глобальных выбросов парниковых газов, поэтому многие европейские эксперты скептически относятся к потенциальному влиянию Европейского зеленого соглашения. Для таких стран — экспортеров углеводородов, как Россия, Алжир, монархии Персидского залива, Норвегия и другие, Европейский зеленый курс грозит значительными потерями в доходах бюджета. В качестве альтернативы углеводородам во избежание глобального кризиса, вызванного падением уровня ВВП газои нефтедобывающих стран, эксперты Еврокомиссии предлагают план развития водородной энергетики. Реализация этой идеи позволит вырабатывать 40 ГВт водородной электроэнергии, а существующая инфраструктура для транспортировки углеводородов может быть повторно использована для H2 [4].

Германия совместно с Королевством Марокко уже разрабатывает объект по выработке водородной энергии в Африке для ее дальнейшей поставки в Германию. Страны Евросоюза выделили 1,07 трлн евро на финансирование Европейского зеленого курса до 2027 г., что нашло отражение в плане NextGenerationEU по снижению негативного воздействия на климат [6]. Начат проект по созданию Климатического банка ЕС для мобилизации инвестиций в экологические проекты.

Неотъемлемой частью ограничения выбросов CO2 для обезуглероживания экономики Старого Света является Система торговли квотами на выбросы Европейского союза (EU ETS). Он включает в себя распределение разрешений на выбросы парниковых газов и торговлю ими внутри ЕС с ограничениями, установленными каждым государством-членом. Норвегия также присоединилась к этой системе, ограничив выбросы от крупных потребителей энергии и авиакомпаний, выполняющих рейсы между странами — членами ETS. Вместе этот рынок покрывает около 45% выбросов парниковых газов в ЕС [1].

Что касается экологического налога, который ранее упоминался при анализе диаграммы, то, несмотря на развивающуюся «Зеленую повестку», наблюдается постепенное снижение его доли в общих доходах. Эта тенденция характерна для всех стран, которые начали активно применять данный вид налога еще в 1990-е гг. Он делится на две основные группы [10]:

• прямые налоги (углеродный налог);

• косвенные налоги (прочие энергетические налоги и сборы).

Прямое налогообложение чаще всего учитывается при оценке эффективности фискальных инструментов энергетического перехода [11]. Важно понимать не только ставку и абсолютную величину налоговых поступлений, но и их масштаб (процент выбросов в атмосферу, который компенсируется уплатой этого налога). В Норвегии, где экологический налог был введен в 1991 г., покрытие выбросов составляет 60 %, в Исландии— 55 (действует с 2010 г.), в Великобритании — 23 (действует с 2013 г.), а во Франции составляет 35% (действует с 2014 г.) [27]. При низкой эффективности в абсолютном выражении, в процентном отношении охвата выбросов норвежский экологический налог дает видимый результат, блокируя более половины загрязнений. Он взимается со всех видов сжигания газа и нефти, а также с выбросов CO2. В 2022г. его ставка составит 1,65 норвежской кроны за кубический метр газа, при сжигании природного газа ставка вырастет до 10,66 норвежских крон за кубический метр. Ожидается, что в 2023 г. поступления в норвежский бюджет от этого вида налога составят 7,3 млрд норвежских рупий [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показывает, что приверженность Королевства Норвегия ESG-повестке является естественным вектором развития реализации общей идеи европейского «Зеленого курса», направленного на достижение углеродной нейтральности к 2050 г. в соответствии с Парижским соглашением. Разрушение скандинавских экосистем, загрязнение природных ландшафтов и сброс отходов часто игнорировались в пользу экономической выгоды. Во второй половине XX века, после открытия значительных запасов нефти, основные усилия были направлены на развитие этого сектора экономики, где финансовые интересы преобладали над экологическими. Однако постепенно под влиянием ряда внешних и внутренних факторов норвежское общество пришло к осознанию того, что устойчивое развитие государства невозможно в нынешних условиях экономической глобализации без гармоничного сосуществования человека и природы, поэтому четвертый энергетический переход уже начал реализовываться в этой стране посредством развития чистой энергетики. Финансовые аспекты норвежского энергетического перехода касаются использования в государственной экономике таких зеленых инструментов, как акции и облигации, прямые инвестиции в проекты внутри страны и за рубежом, экологические налоги, система торговли выбросами ЕС. Основными «спонсорами» глобальной трансформации являются такие институциональные инвесторы, как норвежские фонды NBIM и Norfund, накопившие капитал в размере более триллиона евро, основным источником доходов которых по-прежнему остаются доходы от экспорта нефти. Частный бизнес также активно участвует в реализации норвежского энергетического перехода, осознавая свою социальную ответственность.

Экологические проблемы в нашей стране ранее не носили системного, катастрофического характера. Однако текущая повестка Организации Объединенных Наций и Организации экономического сотрудничества и развития, членом которой является Норвегия, а также экономическая и идеологическая близость к Европейскому союзу послужили поводами для поддержки общеевропейской тенденции к устойчивому развитию и зеленому росту. Этот вектор слабо коррелирует с подавляющим доминированием нефтяной промышленности в экономике королевства, которая продолжает оставаться главным фактором высокого уровня национального благосостояния даже с учетом существенного снижения уровня инвестиций в эту сферу. Подготовиться к новой зеленой революции можно, но только вложив миллиарды долларов в реструктуризацию собственной экономики, что Норвегия уже частично делает, инвестируя в чистую энергию. Это вполне может высосать триллионы из фондов королевства и привести к снижению уровня жизни, если энергетический переход, лишенный основного источника финансирования, нефти, будет излишне форсирован, что приведет лишь к экономическому кризису. Парадоксально, что для зеленого перехода Норвегии и многим другим странам мира придется использовать средства из коричневых активов.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The author declare no conflict of interest.

Financing. The research was performed free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: