Способность государства адаптироваться к мировым технологическим сдвигам не только характеризует его конкурентоспособные преимущества в мировой системе хозяйствования, но и позволяет создать новые направления развития внутренней экономической и социальной инфраструктуры. М.Г. Ковалев и Г.Г. Головенчик [11] отмечают, что в настоящее время главное направление технологических трансформаций в мире — это цифровизация мировой социально-экономической системы. Человечество вступило в новую эру своего развития, когда его жизнь уже не мыслима без широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому решение задач адаптации цифровых технологий в целом и смарт-контрактов [31], в частности к практическому использованию не только является актуальной задачей, но и определяет способность к формированию конкурентоспособной экономической экосистемы Республики Беларусь.
Мировая практика подтверждает факт наиболее быстрого распространения цифровых технологий в финансовой сфере экономики [30], как отрасли, наиболее восприимчивой к инновациям. Примером тому могут служить банковские технологии, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни и уже не замечаем их, воспринимая как данность. При этом и понятие банк в нашем сознании уже не ассоциируется с офисом и важными сотрудниками, куда надо заходить для осуществления расчетов, например за телефон, коммунальные услуги и т.д. Это уже прошлое. Банк «Тинькофф» [24] является примером виртуальной банковской структуры. А предоставляемая, например, АСБ «Беларусбанк» услуга «Автооплата» позволяет забыть о необходимости временных затрат на осуществление любых регулярных платежей — банк сделает это за вас в автоматическом режиме [1].
Однако финансовая сфера не ограничивается только банковским сектором. Из работы исследователей Е.И. Добролюбовой, В.Н. Южакова, А.А. Ефремова, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцева [8, с. 11] известно, что цифровые технологии в системе государственного управления позволяют существенно сократить сроки подготовки документов, а в рамках системы электронного правительства упростить взаимодействие населения с разнообразными госорганами [3]. Наиболее интересным, по нашему мнению, объектом научного интереса представляется управление финансовой системой государства, в которой бюджетный процесс занимает особое место. Возможности использования цифровых технологий в этой сфере еще недостаточно изучены. Однако можно предположить, что использование цифровых технологий в бюджетном процессе позволит более рационально произвести оценку и оперативно реагировать на возникающие бюджетные проблемы по перераспределению и использованию финансовых ресурсов на различных бюджетных уровнях. Решение этой задачи эквивалентно квазиувеличению расходной части бюджета, то есть получению возможностей в части финансирования реальных дополнительных бюджетных расходов.