Сфера образования, по данным ныне упраздненного Росфиннадзора, является одной из пяти наиболее подверженных хищению сфер государственного финансирования1 .
Давая определение понятию «финансовая преступность в сфере образования», нельзя не обратиться к уточнению самого термина «финансовая преступность». В самых общих чертах финансовую преступность можно определить как специфическую совокупность преступлений, связанных с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию финансовых ресурсов субъектов экономических отношений, финансовых по своей сути нарушений, в том числе преступных, в разных сферах экономики. Можно выделить несколько принципиальных подходов к анализу терминов «финансовая преступность», «финансовые нарушения» в теории уголовно-правовой и криминологической науки:
1) авторы, рассматривающие все аспекты преступности в узкой сфере финансово-кредитных отношений (А.Н. Андреев, Д.И. Аминов). Позднее это направление оформилось в подход к финансовой преступности как мошенничеству именно на рынке финансовых услуг (М.А. Завгородний, частично — Б.В. Яцеленко);
2) авторы, рассматривающие финансовые нарушения через призму финансовых мошенничеств с точки зрения обманных деяний (А.В. Евсеева, Т.С. Рябуха, Е.В. Шигаева, Д.Ю. Левшиц, Н.Ю. Любивый, Ю.А. Мерзогитова, Молдазым Назгул, Е.Н. Мысловский, О.Г. Шульга, Л.С. Хафизова и, пожалуй, Е.Н. Кондрат);
3) подход авторов-«публичников», назовем так исследователей таких нарушений с точки зрения финансовой безопасности государства (О.Ш. Петросян, А.А. Хабибулина, Д.В. Степанков, Ю.В. Трунцевский, а также — Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов), понимающих под финансовой преступностью деяния, посягающие на сферу финансов с точки зрения разных источников пополнения бюджета;
4) подход ФАТФ2 основывается на оперировании термином «финансовое расследование», под которым понимается исследование финансовых аспектов преступной деятельности с целью выявления и документирования фактов движения денежных средств в ходе осуществления преступной деятельности3 .