В контексте современных социально-экономических трансформаций, непосредственно связанных с реализацией нового инновационного и цифрового вектора развития экономики, исключительно важное значение приобретает сфера малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса — это достаточно специфический объект управления. К их особенностям относится: небольшой масштаб деятельности, мобильность, относительно короткий среднестатистический срок существования, слабая устойчивость к воздействию внешней среды, высокая степень риска. Одним из факторов, определяющих жизнеспособность малого бизнеса, является наиболее эффективным образом организованное адаптивное и гибкое управление, которое должно базироваться на современных достижениях науки и передовых концепциях менеджмента.
Не подлежит сомнению тот факт, что ведение бизнеса в нынешних условиях, в том числе и малого — это прерогатива компетентных, стратегически ориентированных предпринимателей. Времена, когда рынок воспринимал любые решения, предложенные бизнесменами, давно прошли. Роль и значение управления, управленческой культуры, методологии управления в условиях современного бизнеса особенно высока, поскольку усиление позиций фирмы в конкурентной борьбе сегодня зависит от качества управления, от способности предвидеть каждый шаг заранее.
Международная передовая практика наглядно доказывает тот факт, что наиболее успешными являются те представители малого бизнеса, которые используют подходы и методы управления, базирующиеся на стратегии предпринимательства. К примеру, в Европе 97 % малых предприятий становятся банкротами из‑за неэффективных практик управления и только 3 % объясняют причины банкротства, как такие, которые не связаны с качественным менеджментом. Не является в данном случае исключением и Россия, поскольку на предприятиях малого бизнеса управление также относится к одному из самых слабых звеньев. Исследования свидетельствуют о том, что только каждое пятое предприятие проводит анализ финансовых результатов, треть из них осуществляет это еженедельно, 44 % — один раз в месяц.