Дата поступления рукописи в редакцию: 23.11.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 26.11.2023.
В повседневной жизни домашние хозяйства принимают разнообразные финансовые решения, в том числе касающиеся сбережений, инвестирования, заимствования, потребления, которые требуют оценок будущей инфляции, так как их последствия распространяются на будущее и в конечном итоге влияют на финансовое благополучие домашних хозяйств. Ожидания индивидов в отношении инфляции могут влиять на фактическую инфляцию и другие результаты в масштабах всей экономики [1]. Зачастую медианные ответы в опросах домохозяйств превосходят профессиональные и основанные на моделях прогнозы инфляции [2]. Понимание факторов и природы гетерогенности формирования инфляционных ожиданий различными экономическими агентами позволяет центральным банкам лучше прогнозировать динамику будущей инфляции и других макроэкономических переменных, своевременно принимать необходимые меры денежно-кредитной политики для предотвращения роста инфляции и ее отклонения от целевого значения и направлять свою коммуникационную политику на повышение точности инфляционных ожиданий домашних хозяйств. Большинство имеющихся исследований свидетельствует о том, что в формировании инфляционных ожиданий домашних хозяйств в разных странах важную роль играют социально-демографические факторы (возраст, уровень доходов, пол, семейное положение и т. д.).
В то же время авторы отдельных исследований, помимо социально-демографических характеристик, оценивают также влияние на формирование инфляционных ожиданий домашних хозяйств такого фактора, как экономическая или финансовая грамотность населения. Важность данного направления исследований подтверждается также тем, что многие центральные банки, включая Федеральный резерв США, Банк Англии и Европейский центральный банк, продолжают инвестировать время и ресурсы в разработку и реализацию собственных образовательных кампаний. Считается, что финансово грамотное население лучше понимает факторы макроэкономической ситуации в стране, формирует более рациональные ожидания в ответ на меры денежно-кредитной политики, что в конечном итоге приводит к большей эффективности центрального банка. В данной статье исследуется, как финансовая грамотность домашних хозяйств в Республике Казахстан влияет на процесс формирования ими инфляционных ожиданий.