По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Финансовая безопасность в условиях цифровой экономики

Скудалова Татьяна Викторовна канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой таможенных платежей и валютного контроля, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 115201, г. Москва, Каширский проезд, д. 1/1, кв. 292, E-mail: skudalova-tv@ranepa.ru
Репушевская Ольга Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 141008, г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 38/2/90, E-mail: Ashikh-olga@yandex.ru
Нуриева Я. Э. студент факультета таможенного дела, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), 119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1, E-mail: yananurieva1998@mail.ru

В статье рассмотрены основные теоретические и практические проблемы, возникающие в процессе осуществления финансовой безопасности. Проведено исследование показателей финансовой безопасности. Также приводятся предложения по решению выдвинутых проблем на основе таможенного законодательства.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // publication. pravo.gov.Ru/Document/ View/0001201705150001.

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества на 2030 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/ View/0001201705100002.

3. Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// publication. pravo.gov.ru/Document / View/0001201805070038.

4. Suglobov A. E., Repushevskaya O. A., Tkach A. V., Dashkov L. P., Balalova E. I. E-commerce develop ment prospects in the enterpreneurship of the russian federation // Revista Inclusiones. — 2020. — Vol. 7. — Р. 342–349. WOS:000520894900027.

5. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики // Петербургский экономический журнал. — 2019. — C. 123–128.

6. Будникова Н. С. Сквозные технологии и риски вмешательства государства в высококонкурентную сферу информационных компьютерных технологий при реализации нацпроекта «Цифровая экономика» // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. — 2019. — C. 25–28.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov. ru/.

8. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru/.

9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// minfi n.gov.ru/ru.

В современном мире цифровая экономика является одной из приоритетных сфер. Постепенный переход в электронную среду приводит не только к процветанию и развитию данной сферы страны, но и к возникновению прогнозируемых и непредвиденных угроз. Финансовая безопасность в сфере цифровой экономики приобретает особое значение и является непременным условием для развития страны.

На данный момент финансовая система очень активно развивается в цифровом секторе в рамках программы «Цифровая экономика»1 .

В законодательстве нет установленного определения, поэтому, изучив теоретический материал различных авторов, мы вывели свое: финансовая безопасность государства является одной из частей экономической безопасности, закладывающей необходимую базу для осуществления оперативной финансовой политики. Это необходимо для обеспечения государственной защищенности и обороны интересов личности, общества и страны в экономической сфере.

Финансовая безопасность имеет ряд показателей, а именно:

- дефицит федерального бюджета и международных резервов;

- темпы инфляции;

- характеристики муниципального долга;

- золотовалютные резервы;

- муниципальная обязанность.

Рассмотрим более подробно некоторые показатели, а именно темпы инфляции и золотовалютные резервы.

Анализируя данные с сайта Росстата, можно заметить снижение коэффициента инфляции на фоне динамики за последние четыре года. Ниже представлены данные за май разных лет:

2017 г. — 0,37 % (динамика составляла 4,09);

2018 г. — 0,38 % (2,42);

2019 г. — 0,34 % (5,13);

2020 г. — 0,3 % (3,03).

В России годовая официальная статистика 2019 г., основываясь на данных с официального сайта Росстата, отражает данные за предыдущие 12 месяцев, то есть до мая 2018 г2 . Именно в этот период отмечается резкий рост курса доллара, впоследствии — отчего пострадал рубль. Неоднозначным и непредсказуемым считается и уровень инфляции в России.

Для Цитирования:
Скудалова Татьяна Викторовна, Репушевская Ольга Александровна, Нуриева Я. Э., Финансовая безопасность в условиях цифровой экономики. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: