Скудалова Татьяна Викторовна
Репушевская Ольга Александровна
Нуриева Я. Э.
В современном мире цифровая экономика является одной из приоритетных сфер. Постепенный переход в электронную среду приводит не только к процветанию и развитию данной сферы страны, но и к возникновению прогнозируемых и непредвиденных угроз. Финансовая безопасность в сфере цифровой экономики приобретает особое значение и является непременным условием для развития страны.
На данный момент финансовая система очень активно развивается в цифровом секторе в рамках программы «Цифровая экономика»1 .
В законодательстве нет установленного определения, поэтому, изучив теоретический материал различных авторов, мы вывели свое: финансовая безопасность государства является одной из частей экономической безопасности, закладывающей необходимую базу для осуществления оперативной финансовой политики. Это необходимо для обеспечения государственной защищенности и обороны интересов личности, общества и страны в экономической сфере.
Финансовая безопасность имеет ряд показателей, а именно:
- дефицит федерального бюджета и международных резервов;
- темпы инфляции;
- характеристики муниципального долга;
- золотовалютные резервы;
- муниципальная обязанность.
Рассмотрим более подробно некоторые показатели, а именно темпы инфляции и золотовалютные резервы.
Анализируя данные с сайта Росстата, можно заметить снижение коэффициента инфляции на фоне динамики за последние четыре года. Ниже представлены данные за май разных лет:
2017 г. — 0,37 % (динамика составляла 4,09);
2018 г. — 0,38 % (2,42);
2019 г. — 0,34 % (5,13);
2020 г. — 0,3 % (3,03).
В России годовая официальная статистика 2019 г., основываясь на данных с официального сайта Росстата, отражает данные за предыдущие 12 месяцев, то есть до мая 2018 г2 . Именно в этот период отмечается резкий рост курса доллара, впоследствии — отчего пострадал рубль. Неоднозначным и непредсказуемым считается и уровень инфляции в России.
Факторы, влияющие на инфляционный уровень в 2019 г.:
- Несоблюдение условий баланса цены.
В связи с тем что государственные предприятия обязаны согласовывать каждое увеличение стоимости товаров и запрашивать разрешение у надзорных организаций, они не могут менять политику цен так же быстро и мобильно, как это делают частные компании. Из-за этого происходит нарушение баланса цены.
- Изменение экономических показателей.
С каждым годом уровни ВВП, рентабельности производства, проценты по кредитам и вкладам становится все сложнее рассчитать.
В странах со среднегодовыми темпами инфляции максимальные темпы прироста ВВП на душу населения не превышают 3 %, а при повышении темпов инфляции темпы экономического роста, как правило, снижаются.
Даже если инфляция не будет выходить за пределы 3–4 % в год, то это все равно будет считаться угрозой стабильному развитию.
Инфляция, которая превышает условный порог 3–4 %, приведет к сокращению инвестиций в экономику и будет угрожать социальной стабильности в стране. Такие условия подвергнут риску экономическую безопасность.
- Понижение прибыли государственных служащих.
Люди, работающие в бюджетных сферах, зачастую теряют большой доход. Чтобы как-то уменьшить это явление, государство увеличивает зарплаты врачам, военным, служащим и всем остальным категориям населения, которые получают фиксированный доход от государства. А рост госрасходов еще сильнее подстегивает рост цен.
- Оказание влияния на производство.
Всем известно, что инфляция приводит к росту цен, при этом не внося изменения в уровень производства. Из этого можно рассмотреть следующую закономерность: чем выше рост цен, тем выше инфляционные ожидания, которые вызывают новые всплески спроса.
По данным Росстата, ВВП в I квартале 2020 г. составлял 25,3177 трлн рублей и, по прогнозам, к концу года составит 5,5 %.
Подчеркивается, что в I квартале преимущественное влияние увеличение индекса физического объема ВВП России оказала финансовая и страховая деятельность (был замечен прирост на 9,8 %)3 . Это говорит нам о том, что ВВП оказывает большое влияние на финансовую безопасность страны.
Золотовалютные резервы России являются высоколиквидными активами, находящимися под контролем Центробанка и Правительства РФ (государственных органов денежно-кредитного регулирования).
Данные органы создают финансовую стабильность государства, которая впоследствии используется для финансирования дефицита платежного баланса страны и осуществления интервенции на валютном рынке:
01.01.2018 — 432,742;
01.01.2019 — 468,495;
01.01.2020 — 554,359;
16.10.2020 — 585,3.
Сегодня четвертое место по золотовалютным резервам среди всех стран мира занимает Россия4 . 585 300 млн долл. — именно столько составляет объем ЗВР России на 25 октября 2020 г. Это не только позволяет нашей стране подняться с пятого на четвертое место в рейтинге, но и помогает обогнать Саудовскую Аравию.
С 2008 г. Россия увеличивает долю золотого запаса в ЗВР в структуре золотовалютных резервов. Отмечается, что в 2008 г. доля монетарного золота составляла лишь 2,5 %, а в 2019 г. — уже около 19 %.
Основная цель в развитии цифровой экономики России заключается в обеспечении ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу.
Для этого Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены следующие задачи:
- создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи;
- увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.;
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления5 .
Цифровая среда подвергается множеству кибератак со стороны недоброжелателей. Поэтому стоит рассмотреть, каким угрозам и рискам подвергается экономика в цифровой среде.
Угрозы финансовой безопасности появляются из противоречий интересов всевозможных субъектов экономики6 . Данные расхождения складываются за счет такого, что разные субъекты преследуют собственные своеобразные интересы (цели), которые не всякий раз совпадают с интересами иных субъектов социально-экономической работы. В зависимости от такого, какие цели преследуют, будь то правительство, бизнес или же отдельно взятый человек, одни и те же условия возможно рассматривать, и как отрицательные или подходящие, и как моменты или обстоятельства финансовой безопасности.
Рассмотрим следующие виды угроз, которые могут возникнуть в экономике страны:
- Избегание налогообложения, нелегального экспорта.
- Кибертерроризм и кибершпионаж. Они ведутся в основном против Российской Федерации криминальными организациями, государствами-соперниками и иными зарубежными террористи ческими группировками. Также сюда можно отнести как группы лиц, так и отдельных лиц.
- Возникающие в информационной сфере угрозы. Зачастую они связанны с получением доступа к разным массивам информации, ее противоправным внедрением.
- Отставание в сфере модернизации экономики от развитых стран мира.
- Проявление корреляции различных сфер экономики от внешнеэкономической ситуации;
- Появление «частных» денег (виртуальные личные денежные средства — биткоины).
Из данной статистики вы можете заметить, что самое распространенное — это различного рода кибератаки, кибертерроризм и кибершпионаж.
За счет этого появляются проблемы на макроуровне: трудности с кадрами, материально-техническое понижение научного потенциала, безрезультатные научные изучения, понижение финансовой производительности.
Рассматривая данную тему, невозможно обойти стороной проблемы финансовой безопасности. В основном они связаны с финансовыми кризисами, ростом нестабильности и постоянным изменением цен на энергоносители (прежде всего нефть и газ), подорожанием цен на банковские услуги. Таким образом, данные трудности в настоящее время получили чрезвычайную актуальность.
Одной из основных проблем выделяют несанкционированное проникновение в единую систему таможенных органов со стороны информационного пространства7 .
Развитие таможенного органа идет в ногу с развитием всего мира. Так как таможенный орган не может функционировать вне глобального информационного про странства, этим начинают пользоваться некоторые преступные личности. Кража, подмена информации, кража денежных средств с личных лицевых счетов, несанкционированное проникновение в единую информационную систему таможенных органов — все эти преступления наносят огромный урон ФТС.
Для решения данной проблемы можно рассмотреть следующие предложения:
- Внести проект модернизации информационного пространства внутри ФТС. Модернизация внутренних систем безопасности (fi rewall) позволит уменьшить такие нападения. Введение нового программного обеспечения позволит значительно усовершенствовать данный аспект. Из этого пункта исходит следующее решение.
- Для разработки нового ПО потребуются команды, которые владеют необходимыми навыками. В таможенных органах отсутствуют отделы, которые занимаются непосредственной защитой информационного пространства. Одним из хороших решений будет наем частной организации по договору. Договор будет составлен с неразглашением проведенной работы. Частная организация разработает новое ПО, которое будет помогать в защите информационного пространства от несанкционированного доступа. Вторым решением является создание внутри таможни отдела по защите информационного пространства. Но этот способ является долгосрочным, трудоемким и сильно затратным, так как найти сотрудников в такой отдел нелегко.
Следующей проблемой является слабое развитие отечественных технологий и элементной базы, зависимость России от поставок зарубежных информационно-технических средств. Наша страна и все инфраструктуры полностью зависят от иностранных ПО и технических средств. Конечно, существуют разработки отечественных компаний, но они или не используются в масштабах всей организации, либо применяются в узконаправленной сфере. Данная проблема является одной из самых сложно решаемых, так как все пути ее решения представляют долгосрочные проекты с огромным финансированием. Здесь можно рассмотреть следующие предложения по решению проблемы:
- Перенять зарубежный опыт по созданию ПО на уже имеющейся базе. Это также является долгосрочным проектом, ибо такая деятельность подразумевает под собой хоть и не полное, но создание программного обеспечения. Для этого также потребуется частная организация, которая будет сотрудничать с ФТС России, для совместного создания ПО и технических средств. Несколько лет продуктивной работы, многие тесты и огромное финансирование.
- С нуля создать платформу, на которой в будущем будут созданы отечественные ПО и технические средства. Данное решение нереализуемо в течение 10 лет, так как состояние наших отечественных ПО в настоящие времена плачев но. Потребуется план по созданию платформы, огромное количество специалистов в этой сфере, а также огромные инвестиции. Мы считаем, что на данный момент без решения этой проблемы на государственном уровне это невозможно.
Еще одной проблемой финансовой безопасности является нехватка отечественных технологий, позволяющих провести полную цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов. В настоящее время процесс цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов проходит на базе импортного программного обеспечения. На многих пунктах пропуска используются импортные технические средства контроля. Это безусловно помогает проводить качественный таможенный контроль, но, так как эти технологии не являются отечественными, мы не можем полностью внедрить их в наши системы. Они не позволяют нам в полной мере провести цифровизацию и автоматизацию таможенной деятельности.
Можно решить эту проблему путем привлечения стран — участниц Союза. Совместными усилиями будет создан проект, на основе которого впоследствии будут создаваться новые ПО. Основными проблемой данного решения являются долгосрочность, ограниченное финансирование и нехватка квалифицированных кадров. Пока реализуется данный проект, будет использоваться импортное ПО, но с усиленной проверкой. Например — дополнительные элементы защиты, такие как отечественный fi rewall.
Ситуация, сложившая в результате распространения коронавируса, заставила многих бизнесменов сменить приоритеты. Компании, которые традиционно предоставляли услуги в режиме офлайн, постарались адаптироватся под новые условия жизни. Но, несмотря на губительное влияние пандемии на мировую экономику, для ее цифровой составляющей вирус, возможно, станет скорее плюсом, чем минусом.
Последние несколько лет многие отечественные компании пытались перейти в «цифровой» режим. Это и позволило им адаптироваться к новым условиям. Например, РЖД за счет цифровизации смогли быстро перевести большую часть сотрудников на удаленную работу.
В 2018 г. «Аэрофлот» оказался одной из первых компаний, которая приняла госучастие. Цифровая трансформация охватила всю деятельность: от управления фирмой, содержания и реставрации воздушных судов до развития обслуживания пассажиров. Автоматизация основных бизнес-процессов достигла в компании 100 %.
Таким образом, можно подвести итог, что финансовая безопасность занимает одно из ведущих мест в системе обеспечения экономической безопасности. Она не только обеспечивает защиту от возможных правонарушений, но и помогает структурировать работу экономического сектора.
К сожалению, невозможно избежать различных рисков и угроз. Но именно они способствуют развитию системы, поиску новых механизмов обеспечения безопасности предпринимательства и государственных структур. Поскольку рискам свойственны рецидивы, даже при разработке совершенных мер защиты, все предпринимаемые меры с целью предотвращения и во избежание угроз и рисков должны функционировать системно.
В России ежедневно рассматриваются и разрабатываются новые тенденции развития цифровой экономики. Это делается для того, чтобы не только улучшить качество жизни населения, но и развить глобальную конкурентоспособность на рынке, что, собственно, в будущем и приведет к выходу России в страны — лидеры цифровой среды.