По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.58

Финансирование капитальных вложений в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения: современные тенденции

Чулков Александр Сергеевич канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГОБУ ВО «Кубанский государственный университет», 350001, г. Краснодар, ул. Таманская, д. 130/3, кв. 126. E-mail: achulkov@mail.ru

Статья посвящена особенностям регулирования вопросов финансирования капитальных вложений бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения. После проведения реформы системы государственных и муниципальных учреждений бюджетным и автономным учреждениям был присвоен особый финансово-правовой статус. Порядок осуществления капитальных вложений неоднократно менялся за последние годы. Изучены тенденции изменений законодательства в данной сфере за последние годы. Начиная с 2014 года на федеральном уровне закреплены две формы осуществления капитальных вложений: субсидии и бюджетные инвестиции. Рассмотрены эти два способа осуществления капитальных вложений, проведен их сравнительный анализ. Сделан вывод о целесообразности существования двух форм финансирования капитальных вложений. Изложены вопросы контроля капитальных вложений в здравоохранении.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения: 17.07.2018).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 17.07.2018).

3. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (ред. от 17.10.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_157372/ (дата обращения: 17.07.2018).

4. Зайцева Г.Г. Капитальные вложения: новые правила финансирования // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. — № 5. — С. 37.

5. Комягин Д.Л. О понятии и видах бюджетных инвестиций // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2015. — № 1. — С. 8–15.

6. Кустова М.В. К вопросу о разграничении государственных (муниципальных) нужд и нужд автономных учреждений при оценке соответствия закупок требованиям антимонопольного законодательства // Закон. — 2017. — № 7. — С. 184–189.

7. Саакян Т.В. Еще раз о бюджетных инвестициях // Бухучет. — 2013. — № 3. — С. 20.

8. Сафина С.Д. Казначейское сопровождение контрактов: правовое регулирование и практика финансового контроля // Финансовое право. — 2017. — № 12. — С. 12–15.

9. Хабаев С.Г. Бюджетные инвестиции // Бухучет. — 2011. — № 9. — С. 29.

10. Шадрина Т. Осуществление закупок в АУ по Закону № 44-ФЗ: основные моменты // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2016. — № 10. — С. 62–72.

11. Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. — 2014. — № 11. — С. 3–10.

Термин «бюджетные инвестиции» не является новым для бюджетного законодательства. Он появился еще в первоначальной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) от 31.07.1998. В связи с существенным развитием и изменением бюджетного законодательства, а также законодательства в сопутствующих областях (прежде всего в сфере государственных закупок) за прошедший период подход к регулированию осуществления бюджетных инвестиций неоднократно менялся.

В ходе реформы 2010–2012 годов все государственные и муниципальные учреждения, в том числе в сфере здравоохранения, были разделены на три вида: казенные (к которым по финансово-правовому статусу в части финансирования расходов были приравнены также органы государственной власти и органы местного самоуправления), бюджетные и автономные. Важно отметить, что автономные учреждения в несколько иной форме существовали и ранее, однако данная организационно-правовая форма была малоиспользуемой, прежде всего в связи с недостаточным правовым регулированием.

В рамках проведения реформы государственных и муниципальных учреждений был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), которым были установлены общие положения, касающиеся особенностей функционирования учреждений различных типов (в том числе их финансового обеспечения), а также были уточнены положения иных федеральных законов с целью создания единой системы нормативного регулирования учреждений [1]. Если механизм финансирования текущих расходов данных типов учреждений существенно различается (прямое бюджетное финансирование в рамках сметы у казенных учреждений, субсидии для бюджетных и автономных), то капитальные вложения всех без исключения государственных и муниципальных учреждений вплоть до 2014 года осуществлялись исключительно в форме бюджетных инвестиций.

Для Цитирования:
Чулков Александр Сергеевич, Финансирование капитальных вложений в бюджетных и автономных учреждениях здравоохранения: современные тенденции. Бухучет в здравоохранении. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: