Термин «бюджетные инвестиции» не является новым для бюджетного законодательства. Он появился еще в первоначальной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) от 31.07.1998. В связи с существенным развитием и изменением бюджетного законодательства, а также законодательства в сопутствующих областях (прежде всего в сфере государственных закупок) за прошедший период подход к регулированию осуществления бюджетных инвестиций неоднократно менялся.
В ходе реформы 2010–2012 годов все государственные и муниципальные учреждения, в том числе в сфере здравоохранения, были разделены на три вида: казенные (к которым по финансово-правовому статусу в части финансирования расходов были приравнены также органы государственной власти и органы местного самоуправления), бюджетные и автономные. Важно отметить, что автономные учреждения в несколько иной форме существовали и ранее, однако данная организационно-правовая форма была малоиспользуемой, прежде всего в связи с недостаточным правовым регулированием.
В рамках проведения реформы государственных и муниципальных учреждений был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), которым были установлены общие положения, касающиеся особенностей функционирования учреждений различных типов (в том числе их финансового обеспечения), а также были уточнены положения иных федеральных законов с целью создания единой системы нормативного регулирования учреждений [1]. Если механизм финансирования текущих расходов данных типов учреждений существенно различается (прямое бюджетное финансирование в рамках сметы у казенных учреждений, субсидии для бюджетных и автономных), то капитальные вложения всех без исключения государственных и муниципальных учреждений вплоть до 2014 года осуществлялись исключительно в форме бюджетных инвестиций.