По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 800 DOI:10.33920/nik-02-2011-07

Философско-педагогическое осмысление роли и предметной предназначенности русского языка как фундаментальной основы образования

Турбовской Яков Семёнович советник директора по научной этике Института стратегии развития образования РАО, д-р пед наук, проф., Россия, 105062, Москва, Макаренко, 5/16, эл. адрес: jakov@psk-net.ru

Автор показывает, что педагогика как наука возникла как прикладная философия, а воспитание изначально было присуще человеческому роду как любому живому организму. В то же время, наука, называемая культурологией, дело предстает принципиально иначе. В статье показано, что культурология актуализирует знание о культуре, которая возникла тогда, когда природное в человеке перестало преобладать, когда потребовалось осознание всех процессов. Тогда и появилась культура. А как только осознание прошло через язык и научное осознание, сразу же возникла необходимость слежения за тем, как происходит переход от природных потребностей к социальным. Это и стало основанием культурологии. Автор показывает значение языка как средства социализации, показывает роль языка в религии, идеологии, культуре.

Культурология как научное знание философского уровня не могло сразу возникнуть, а только с накоплением тех факторов, которые касались только собственно человеческого, социально значимого, в природе не существовавшего. И следовательно, нуждавшегося в особом философском осмыслении со стороны самой философии. Что было невозможно без осмысления исторически накапливаемого опыта отношений человека, природы и социального способа удовлетворения его природных потребностей. Таким образом, понятие «культурологии» как науки изначально не могло возникнуть без понимания сути самой культуры и ее осознания самим человеком. И поэтому в современных условиях слово «культура» как понятие отражает все виды отношений человека, природы, социума, отношений и требований к самому себе.

И с самого начала культура как философское осмысление было направлена на отбор социально значимых норм поведения, которые закрепились в опыте человечества и помогали ему становиться все более развитым и способным к решению все более сложных задач. Причем, нормы поведения не индивидуализированные, а направленные на сплочение групп людей — этнических, социальных, любых. И поэтому культура как закрепление в опыте отношений проявлялась на разных уровнях, разными способами. И первый из этих уровней — констатация реально существующего внешнего мира как совокупности зависимостей человека и его этнических групп от этих условий как основы адаптационных отношений, не претендующих на изменение того, что есть в реальной действительности. И поэтому с самого начала культура являлась не только констатацией, но и самой возможностью перехода от одного времени к другому, от одного поколения к другому, она передавалась как научная информация сменяющихся поколений.

Итак, признаем, что первое проявление в сознательном осмыслении реальной действительности состояло в том, что констатировало сам факт окружения как совокупности требований, предъявляемых к поведению человека, и очень долгий период развития человечества подчинялся именно этому требованию, когда сама природа выступала как бы господином бытия человеческого. И человек, как живое существо, должен был приспосабливаться к природным требованиям, от него не зависящим. Одним из таких способов адаптации стало нарративное сознание. Нарративное сознание означало новый прорыв в осмыслении реальной действительности и взаимоотношений человека, природы и его межличностного поведения, чего раньше никогда не было.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семёнович, Философско-педагогическое осмысление роли и предметной предназначенности русского языка как фундаментальной основы образования. Ученый совет. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: