Культурология как научное знание философского уровня не могло сразу возникнуть, а только с накоплением тех факторов, которые касались только собственно человеческого, социально значимого, в природе не существовавшего. И следовательно, нуждавшегося в особом философском осмыслении со стороны самой философии. Что было невозможно без осмысления исторически накапливаемого опыта отношений человека, природы и социального способа удовлетворения его природных потребностей. Таким образом, понятие «культурологии» как науки изначально не могло возникнуть без понимания сути самой культуры и ее осознания самим человеком. И поэтому в современных условиях слово «культура» как понятие отражает все виды отношений человека, природы, социума, отношений и требований к самому себе.
И с самого начала культура как философское осмысление было направлена на отбор социально значимых норм поведения, которые закрепились в опыте человечества и помогали ему становиться все более развитым и способным к решению все более сложных задач. Причем, нормы поведения не индивидуализированные, а направленные на сплочение групп людей — этнических, социальных, любых. И поэтому культура как закрепление в опыте отношений проявлялась на разных уровнях, разными способами. И первый из этих уровней — констатация реально существующего внешнего мира как совокупности зависимостей человека и его этнических групп от этих условий как основы адаптационных отношений, не претендующих на изменение того, что есть в реальной действительности. И поэтому с самого начала культура являлась не только констатацией, но и самой возможностью перехода от одного времени к другому, от одного поколения к другому, она передавалась как научная информация сменяющихся поколений.
Итак, признаем, что первое проявление в сознательном осмыслении реальной действительности состояло в том, что констатировало сам факт окружения как совокупности требований, предъявляемых к поведению человека, и очень долгий период развития человечества подчинялся именно этому требованию, когда сама природа выступала как бы господином бытия человеческого. И человек, как живое существо, должен был приспосабливаться к природным требованиям, от него не зависящим. Одним из таких способов адаптации стало нарративное сознание. Нарративное сознание означало новый прорыв в осмыслении реальной действительности и взаимоотношений человека, природы и его межличностного поведения, чего раньше никогда не было.