Тяжело найти еще две такие дисциплины и отрасли человеческой деятельности по решению проблем человечества, настолько связанные своей проблематикой, как философия и медицина. Человеческое существование в своей глубине, в своих страданиях, болезнях, телесности, уязвимости, переживаниях всегда было в центре внимания как медицины, так и философии. Современные философия и медицина должны сосредоточиваться на уникальности, единственности, конкретности человеческого существования, не сводится окончательно ни к научным парадигмам, ни к определенной социальной или природной реальности. Именно на это должна быть направлена пациентоцентрованная медицинская практика. Медицина по сути является транскультурным явлением человеческой жизни, поэтому она может быть охарактеризована как исторически непрерывная человеческая практика. Среди известных врачей много таких, которые были выдающимися учеными в разных направлениях науки и также получили признание как врачи-философы. Это прежде всего выдающиеся личности Н. Коперник, Р. Бойль, Дж. Локк, Ж. А. Ламетри и др. [2]. Именно творческие достижения последних мощно повлияли на развитие естествознания и создали предпосылки возникновения и развития отдельных направлений медицины, включая анестезиологию. Сегодня различные аспекты человеческой жизни в значительной степени начинают корректироваться оперативными вмешательствами с их анестезиологическим обеспечением и решением анестезиологических задач. Это определяет актуальность изучения философских проблем современной анестезиологии.
В начале XXI века ученые отмечают признаки взаимовлияния и взаимной легитимации дискурсов гуманитарных и естественных наук. Постнеоклассический этап развития науки характеризуется изучением открытых сложных систем, большим количеством междисциплинарных исследований, методологическим разнообразием. Наблюдают «натуралистический поворот» философии, попытки ученых привлечь к философскому дискурсу медицину, нейронауку, психологию, антропологию и т. д., оценивать методологическую и теоретическую обоснованность, практическое измерение философии с помощью инструментария и достижений естественных наук [3]. Даже этика — традиционная философская отрасль — начинает приобретать признаки рационального знания и своеобразной технологии с присущими ей конкретностью, прагматичностью, утилитарностью, установками на оптимизацию процесса, стандартизацией, сознательным планированием, постепенностью реализации своих идей. Это приближает ее к современной анестезиологии, тоже довольно конкретной, прагматичной и во многом стандартизированной.