Традиция культурно-исторической школы - исторический подход к изучению литературных произведений, безусловно, является очень значимым для современного литературоведения и культурологии. Исследователей интересуют связи литературно-художественного произведения с исторической традицией, их взаимосвязь и взаимовлияние в социальной и в культурной парадигме. Бахтинские открытия в области семиотических исследований явились толчком к развитию нового философского направления — семиотики, которое стало одним из ключей к пониманию современной постмодернистской культуры, а также одним из кодов к пониманию культурного наследия. Его концепции открывают новый подход к осмыслению культуры. Благодаря его открытиям в области семиотики, философы и художники переосмысливают субъектность памятников культуры на современной — постмодернистской границе. Принцип от целого к частному и от частного к целому, бахтинские концепции — «амбивалентность», «карнавальность», «смеховая культура» — позволяют художнику, философу, «зрителю» обрести смелость, свободу и увидеть новые смыслы в уже известных, знакомых «картинах» и литературных произведениях, и в других уже знакомых и только что созданных Art объектах. Художественное сознание проникает в Art тексты и постигает своеобразие художественного воплощения уже совсем иным образом: многоуровневым. Эта многоуровневая система формирует иного человека культуры — более свободного, независимого от личности автора, входящего с автором в диалог и полемику.
Философская идея диалога расширяет границы осмысления культуры, ее места в жизни человека. Диалогическое самосознание цивилизации становится существенной составляющей в понимании культуры. Для Бахтина самосознание культуры — это форма ее интегративного существования с иной культурой, а ее (культуры) пространство — это присутствие и взаимодействие как минимум двух культур [1]. Актуальность философской концепции «диалога культур» особенно высветилась в эпоху постмодернизма, а именно в XXI веке, в связи с ускорением развития науки, социальных видоизменений общества, новых технологических возможностей, развития компьютерных и других технологий. Современные средства массовой коммуникации все в большей степени используют семиотические принципы зрелищности и визуальности. Экранная культура буквально внедряется в человеческое сознание, вступая в борьбу за сферу влияния, подменяя свое «я» на «я» личности. Массовая культура, массовый человек все больше, чаще вступают в диалог с массовым сознанием, синергетический принцип мышления становится естественным в рамках современной культурной парадигмы не только искусства, но и современной цивилизационной субъектности. Действительно, такие понятия М. Бахтина как «границы культуры», «понимание», точно отражают философию современной мысли.