По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 80; 141 DOI:10.33920/nik-02-2405-05

Философские идеи М.М. Бахтина и их влияние на развитие научной мысли

Морозова Елена Ивановна аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, член Московского Союза композиторов, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: eim7@mail.ru

В статье анализируются идеи М. М. Бахтина и их влияние на развитие современной научной мысли. «Автор — произведение — читатель» — эта формулировка остается актуальной, но с появлением такой величины в научно-философском мире, как М.М. Бахтин, акцент смещается в сторону других понятий. Научные открытия М.М. Бахтина буквально «взорвали» традиционные представления в области литературоведческих исследований истории культуры, перевернули философский взгляд не только на литературные произведения, но и на все Art пространство. Диалог как понятие получило новый смысл: это не только диалог между автором и реципиентом, историческим пространством и сюжетом, но это диалог между «героем» и «зрителем», полифония взаимоотношений между «художником» и его «героями», их «позицией», «сюжетами», между «я» и «другим».

Литература:

1. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проспект, 2002. — 1152 с.

2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин; Обложка: Н. Алексеев]. — Ленинград : Прибой, 1929 (тип. им. Н. Бухарина Госуд. изд-ва). — 244 с.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

4. Бельский А. Основные философские идеи М.М. Бахтина https://proza.ru/2022/03/07/1967

5. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. — М.: Прогресс, 1991. — 278 с.

6. Зиновьев И.В. Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ): диссертация …доктора философских наук: 09.00.03/ Зиновьев И.В.; [Место защиты: ГОУВПО «Уральский государственный университет»]. — Екатеринбург, 2008. — 378 с.: ил.

7. Костина А.В. Диалог в современном мире: условия и возможности осуществления. // МосГУ /Знание. Понимание. Умение. / Гуманитарные науки: теория и методология. 2011. — №3. — С. 9–20.

8. Костина А.В. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Kostina_National-and-Cultural-Identity/ (дата обращения: 17.12.2023).

9. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1996. — № 4. — С. 28–40.

10. Панкова Н.Б. Рецепция идей М.М. Бахтина в культурных исследованиях Франции: диссертация …кандидат культурологии: 24.00.01: Панкова Н. Б.; [Место защиты: РГБОД, 61:05-24/52]. — Саранск, 2005. — 136 с.

11. Фаустов А.А. К вопросу о концепции автора в работах М.М. Бахтина Сб. Формы раскрытия авторского сознания (на материалах зарубежной литературы). — Воронеж, 1986.

12. Чистилина И.А. Герменевтическая концепция М.М. Бахтина: от идеи диалога к проблеме понимания. Автореферат диссертации по философии. — Краснодар, 2006. — 12 с.

1. Alekseev P.V. Philosophers of Russia XIX - XX centuries. Biographies, ideas, works. — 4th ed., revised, additional. — M.: Academic Prospekt, 2002. — 1152 p.

2. Bakhtin M.M. Problems of Dostoevsky's creativity / M. M. Bakhtin; Cover: N.A[lexeev]. — Leningrad: Priboy, 1929 (type named after N. Bukharin State Publishing House). — 244 p.

3. Bakhtin M.M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. — M., 1990.

4. Belsky A. Basic philosophical ideas of M.M. Bakhtin https://proza.ru/2022/03/07/1967

5. Bibler V.S. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, or Poetics and Culture. - M.: Progress, 1991. — 278 p.

6. Zinoviev I.V. Problems of Russian philosophy of dialogue (historical and philosophical analysis): dissertation ... Doctor of Philosophy: 09.00.03/ Zinoviev I.V.; [Place of defense: State Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State University"]. — Ekaterinburg, 2008. — 378 p.: ill.

7. Kostina A.V. Dialogue in the modern world: conditions and possibilities for implementation. // Moscow State University / Knowledge. Understanding. Skill. / Humanities: theory and methodology. — 2011. — No. 3. — P. 9–20.

8. Kostina A.V. National-cultural identity in a situation of dialogue of cultures // Information humanitarian portal “Knowledge. Understanding. Skill". 2011. No. 6. [Electronic resource]. URL: https://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Kostina_National-andCultural-Identity/ (access date: 12/17/2023).

9. Mukhamadiev R. Dostoevsky’s dialogue and Bakhtin’s dialogism // Bulletin of Moscow University. Series 7. Philosophy. — 1996. — No. 4. — P. 28–40.

10. Pankova N.B. Reception of ideas by M.M. Bakhtin in cultural studies of France: dissertation ... candidate of cultural studies: 24.00.01: Pankova N. B.; [Place of protection: RGBOD, 61:05-24/52]. — Saransk, 2005. — 136 p.

11. Faustov A.A. On the issue of the concept of the author in the works of M.M. Bakhtin Sat. Forms of revealing the author's consciousness (based on materials of foreign literature). — Voronezh, 1986.

12. Chistilina I.A. Hermeneutical concept of M.M. Bakhtin: from the idea of dialogue to the problem of understanding. Abstract of the dissertation on philosophy. — Krasnodar, 2006. — 12 p.

Традиция культурно-исторической школы - исторический подход к изучению литературных произведений, безусловно, является очень значимым для современного литературоведения и культурологии. Исследователей интересуют связи литературно-художественного произведения с исторической традицией, их взаимосвязь и взаимовлияние в социальной и в культурной парадигме. Бахтинские открытия в области семиотических исследований явились толчком к развитию нового философского направления — семиотики, которое стало одним из ключей к пониманию современной постмодернистской культуры, а также одним из кодов к пониманию культурного наследия. Его концепции открывают новый подход к осмыслению культуры. Благодаря его открытиям в области семиотики, философы и художники переосмысливают субъектность памятников культуры на современной — постмодернистской границе. Принцип от целого к частному и от частного к целому, бахтинские концепции — «амбивалентность», «карнавальность», «смеховая культура» — позволяют художнику, философу, «зрителю» обрести смелость, свободу и увидеть новые смыслы в уже известных, знакомых «картинах» и литературных произведениях, и в других уже знакомых и только что созданных Art объектах. Художественное сознание проникает в Art тексты и постигает своеобразие художественного воплощения уже совсем иным образом: многоуровневым. Эта многоуровневая система формирует иного человека культуры — более свободного, независимого от личности автора, входящего с автором в диалог и полемику.

Философская идея диалога расширяет границы осмысления культуры, ее места в жизни человека. Диалогическое самосознание цивилизации становится существенной составляющей в понимании культуры. Для Бахтина самосознание культуры — это форма ее интегративного существования с иной культурой, а ее (культуры) пространство — это присутствие и взаимодействие как минимум двух культур [1]. Актуальность философской концепции «диалога культур» особенно высветилась в эпоху постмодернизма, а именно в XXI веке, в связи с ускорением развития науки, социальных видоизменений общества, новых технологических возможностей, развития компьютерных и других технологий. Современные средства массовой коммуникации все в большей степени используют семиотические принципы зрелищности и визуальности. Экранная культура буквально внедряется в человеческое сознание, вступая в борьбу за сферу влияния, подменяя свое «я» на «я» личности. Массовая культура, массовый человек все больше, чаще вступают в диалог с массовым сознанием, синергетический принцип мышления становится естественным в рамках современной культурной парадигмы не только искусства, но и современной цивилизационной субъектности. Действительно, такие понятия М. Бахтина как «границы культуры», «понимание», точно отражают философию современной мысли.

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Философские идеи М.М. Бахтина и их влияние на развитие научной мысли. Ученый совет. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: