* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2023. — № 5.
Статья поступила 11.05.2023.
Одним из условий наделения смыслами прошлого являются попытки современников считывать и учитывать смыслы, придаваемые в конкретно-историческом прошлом субъектами того времени и запечатленные в традициях, обычаях, памятниках, исторических записях, искусстве, праве тех времен. Прошлое, можно сказать, «оживляется» и одушевляется перед поздними поколениями благодаря смыслосчитыванию. Смыслы, придаваемые различным явлениям в прошлом, прежде всего надо понять с точки зрения условий того времени. Только поняв, почему они (смыслы) именно такие, а не иные, их можно оценивать, при этом согласно мерилам как прошлого времени, так и мерилам времени, являющегося настоящим для субъекта оценивания.
В различных ракурсах человек в принципе может представать и реально, и виртуально. Виртуально — в повествованиях, оценках, воспоминаниях, смыслообразах. Так, о влиятельной личности неотступных социальных позиций, глубоких убеждений, выносимых ею показательных оценок былого и настоящего, которые зачастую заимствуются другими, говорят как о «человечище-глыбе», например о Вольтере, Л. Толстом. А взрослого, если судить по возрасту, человека, неспособного к самостоятельности в деловой и бытовой жизни, называют «маменькиным сынком».
Приведение информации при смыслополагании к мере человека и ценностному измерению означает, помимо прочего, содержательную детерминированность смыслов — осознает то субъект смыслополагания или не осознает — философским или теологическим пониманием человека как родового существа. Такая детерминированность в Европе явственно проступила уже во времена Возрождения, Просвещения, Нового времени. На содержании смыслов может сказываться социально-философское понимание таких образований, как общество, цивилизация, культура, общественные отношения, социальные и демографические слои и т.п. Общее понимание названных явлений возможно лишь как философское: на уровне либо обыденного, либо теоретического любомудрия. На содержании таких, например, смыслов, как «обиженные и оскорбленные», «проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов», «могильщик капитализма», «друзья народа», «враги народа», «новый человек», сказываются и социальная философия, и философская антропология.