По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2; 140.8 DOI:10.33920/nik-01-2306-03

Философия смысла и смыслополагания*

Лапина Татьяна Сергеевна независимый исследователь, Россия, 109548, г. Москва, ул. Шоссейная, д. 14, кв. 49, E-mail: taselap2019@mail.ru

Философией выявляются основания смыслополагания как родовой формы духовности, и сама философия носит смысловой характер. В качестве активного состояния человеческого духа смыслополагание приводит к складыванию семиотически оформленных смыслов, то есть приведению информации к человеческому и ценностному измерениям, что нередко выражается образно. Генезис смыслов — два противоположных друг другу начала, заземленное и возвышенное: обозрение нажитого опыта и отнесение к сфере должного и идей. Одним из объектов философской рефлексии должно стать явление, которое можно назвать смысловой конвертацией человеческого существования, то есть виртуальное воссоздание в смысловой оценочно-поучительной форме общественной, поколенческой и личностно-индивидуальной были, виртуальное вочеловечивание универсума. В смыслах фиксируется как наживная, так и ущербная сторона общественной эволюции, смысловым образом портретируются деятели, из чего субъектами выносятся уроки. Индивиды проживают собственные жизни и виртуально осмысленно могут проживать жизни других личностей. Мир человека пополняется типовыми смысловыми реалиями. Главные содержательные моменты философии смысла приводятся в конце материала.

Литература:

1. Пружинин Б.И., Лекторский В.А., Бородай С.Ю., Касавина Н.А., Конев В.А., Михайлов И.Ф., Павлов-Пинус К.А., Парибок А.В., Псху Р.В., Рыскельдиева Л.Т., Смирнов А.В., Солондаев В.К. Концепция «логики смысла» А.В. Смирнова и философия сознания (материалы круглого стола) // Вопросы философии. — 2022. — № 6. — С. 5–44.

2. Рыскельдиева Л.Т. О деонтологии и лексике смыслов / Л.Т. Рыскельдиева // Вопросы философии. — 2019. — № 6. — С. 76–85.

3. Тульчинский Г.Л. Расширение возможностей семиотического анализа: источники и содержание концепции «глубокой семиотики» / Г.Л. Тульчинский // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 115–125.

4. Кутырев В.А. Почему наша(у) цивилизация(ю) не любит мудрость? / В.А. Кутырев // Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 3. — С. 98–101.

5. Запесоцкий А.С. Становление глобальной культуры и конфликты цивилизаций (По материалам Международных Лихачевских научных чтений) / А.С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2018. — 608 с.

6. Степин В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. — СПб.: СПбГУП, 2011. — 408 с.

7. Лапина Т.С. Социальная культура как атрибут современной цивилизации / Т.С. Лапина // Вопросы культурологии. — 2010. — № 8. — С. 14–19.

8. Лапина Т.С. Идентификация культуры: философские критерии / Т.С. Лапина // Философия и культура. — 2013. — № 10. — С. 1407–1418. — DOI: 0.7256/1999–2793. 2013.10.8987.

9. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. — М.: Гардарика, 1998. — 784 с.

10. Запесоцкий А.С. Культура: взгляд из России / А.С. Запесоцкий. — СПб.: СПбУП; М.: Наука, 2015. — 848 с.

11. Лапина Т.С. Философия права как социально-гуманитарная дисциплина. Взаимопроникновение философии и юриспруденции / Т.С. Лапина. — Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publishing, 2020. — 128 с.

1. Pruzhinin B.I., Lektorsky V.A. and all. The concept of “logic of meaning” of A.V. Smirnov and philosophy of consciousness (materials of the round table) // Questions of Philosophy. — 2022. — No. 6. — P. 5–44.

2. Ryskeldieva L.T. On deontology and vocabulary of meanings / L.T. Ryskeldievа // Questions of Philosophy. — 2019. — No. 6. — P. 76–85.

3. Tulchinsky G.L. Expanding the possibilities of semiotic analysis: sources and content of the concept of “deep semiotics” / G.L. Tulchinsky // Questions of Philosophy. — 2019. — No. 11. — P. 115–125.

4. Kutyrev V.A. Why does our(y) civilization(y) dislike wisdom? / V.A. Kutyrev // Bulletin of the Russian Philosophical Society. — 2007. — No. 3. — P. 98–101.

5. Zapesotsky A.S. Formation of global culture and conflicts of civilizations (Based on the materials of the International Likhachev Scientific Readings) / A.S. Zapesotsky. — St. Petersburg: SPbGUP, 2018. — 608 p.

6. Stepin V.S. Civilization and culture / V.S. Stepin. — St. Petersburg: SPbGUP, 2011. — 408 p.

7. Lapina T.S. Social culture as an attribute of modern civilization / T.S. Lapina // Questions of cultural studies. — 2010. — No. 8. — P. 14–19.

8. Lapina T.S. Culture Identification: Philosophical Criteria / T.S. Lapina // Philosophy and Culture. — 2013. — No. 10. — Р. 1407–1418. — DOI: 0.7256/1999–2793. 2013.10.8987.

9. Cassirer E. Favorites. Experience about a person / E. Cassirer. — M.: Gardarika, 1998. — 784 p.

10. Zapesotsky A.S. Culture: a view from Russia / A.S. Zapesotsky. — St. Petersburg: SPbUP; M.: Nauka, 2015. — 848 p.

11. Lapina T.S. Philosophy of law as a social and humanitarian discipline. Interpenetration of philosophy and jurisprudence / T.S. Lapinа. — Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publishing, 2020. — 128 p.

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2023. — № 5.

Статья поступила 11.05.2023.

Одним из условий наделения смыслами прошлого являются попытки современников считывать и учитывать смыслы, придаваемые в конкретно-историческом прошлом субъектами того времени и запечатленные в традициях, обычаях, памятниках, исторических записях, искусстве, праве тех времен. Прошлое, можно сказать, «оживляется» и одушевляется перед поздними поколениями благодаря смыслосчитыванию. Смыслы, придаваемые различным явлениям в прошлом, прежде всего надо понять с точки зрения условий того времени. Только поняв, почему они (смыслы) именно такие, а не иные, их можно оценивать, при этом согласно мерилам как прошлого времени, так и мерилам времени, являющегося настоящим для субъекта оценивания.

В различных ракурсах человек в принципе может представать и реально, и виртуально. Виртуально — в повествованиях, оценках, воспоминаниях, смыслообразах. Так, о влиятельной личности неотступных социальных позиций, глубоких убеждений, выносимых ею показательных оценок былого и настоящего, которые зачастую заимствуются другими, говорят как о «человечище-глыбе», например о Вольтере, Л. Толстом. А взрослого, если судить по возрасту, человека, неспособного к самостоятельности в деловой и бытовой жизни, называют «маменькиным сынком».

Приведение информации при смыслополагании к мере человека и ценностному измерению означает, помимо прочего, содержательную детерминированность смыслов — осознает то субъект смыслополагания или не осознает — философским или теологическим пониманием человека как родового существа. Такая детерминированность в Европе явственно проступила уже во времена Возрождения, Просвещения, Нового времени. На содержании смыслов может сказываться социально-философское понимание таких образований, как общество, цивилизация, культура, общественные отношения, социальные и демографические слои и т.п. Общее понимание названных явлений возможно лишь как философское: на уровне либо обыденного, либо теоретического любомудрия. На содержании таких, например, смыслов, как «обиженные и оскорбленные», «проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов», «могильщик капитализма», «друзья народа», «враги народа», «новый человек», сказываются и социальная философия, и философская антропология.

Для Цитирования:
Лапина Татьяна Сергеевна, Философия смысла и смыслополагания*. Вопросы культурологии. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: