Статья поступила 13.06.2020
Тема философии славянофилов в религиозной философии России поднималась неоднократно, однако ее освещение в рамках теологического образования в государственных университетах России незначительное. Между тем в русской религиозной философии славянофилы занимают существенное место. По существу, после обнародования идей П.Я. Чаадаева, в которых были заметны симпатии западноевропейской цивилизации, необходимо было отреагировать в русле защиты национальных интересов. В некотором смысле философия в России развивалась как реакция на критику фундаментальных ценностей государства.
Наиболее заметной фигурой в славянофильстве стал А.С. Хомяков — человек высокого нравственного авторитета и ума. В его представлениях история России виделась частью мирового исторического процесса. Здесь нужно принять во внимание то, что А.С. Хомяков большое внимание уделял византийской традиции. В устоявшемся понимании государство ромеев (Восточная Римская империя) мыслилось в категориях растления, лицемерия, трудно понятных придворных интриг и алчности. Разумеется, все эти пороки были свойственны Византии в последние века ее существования, хотя нельзя утверждать, что лицемерие и алчность придворных интриганов чем-то уступали таким же порокам чиновников в Мадриде, Лондоне или Париже. Отнюдь нет, другой вопрос, что в рамках целенаправленной дискредитации Византии и оправдания папы римского, который благословил банды крестоносцев на разорение Царьграда в 1204 г., западноевропейское общество раздувало византийские пороки, выставляя их на первое место. При этом лукаво обходились вниманием все те сокровища, которые были сохранены для мира христианской Византией. Так, все труды древнегреческого философа Платона сохранились в монастырях Византии, где их периодически переписывали. Об учении Платона мы знаем с тех рукописных текстов, которые оставили в Средние века византийские монахи. Нельзя сказать, что в Европе об этом не знают, напротив, об этом и сейчас говорится в католических учебных заведениях, но говорится келейно, сектантски, «для внутреннего пользования», «для своих». В Византии много было и других духовных и интеллектуальных сокровищ, значительная часть из которых были уничтожены католиками и мусульманами, причем последние вели себя гораздо цивилизованнее по сравнению с католическими ордами крестоносцев. Так что культурный уровень Византии был гораздо выше, чем принято думать в широких общественных кругах.