По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2012-04

Философия славянофильства в русле религиозной философии в России

Панищев Алексей Леонидович АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: alexeipl1980@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4327-1225

Данная статья посвящена философии славянофилов, среди которых выделены А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и И.С. Аксаков. Таковая философия зародилась в качестве ответной реакции на работы П.Я. Чаадаева, в которых история Россия критически осмысливалась, а страны Западной Европы идеализировались. Отмечаются глубокое религиозное содержание трудов славянофилов, видение ими в истории России духовного смысла, который оказывает позитивное воздействие на все человечество. Славянофилы признавали достижения стран Западной Европы в области науки и образования, однако подчеркивали то, что эти страны уже встали на путь утраты религиозной веры и духовности. Истинным же сокровищем России они считали православное христианство.

Литература:

1. Аксаков И.С. Наше знамя — русская народность. — С. 68 [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/Алексей/Downloads/I.S.Aksakov-Nashe_znamya.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

2. Достоевский Ф.М. Бесы / Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 12 т. — Т. 8. — М., 1982. — 461 с.

3. Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 12 т. — Т. 6. — М., 1982. — 367 с.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 12 т. — Т. 11. — М., 1982. — 623 с.

5. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. — М., 1995. — 212 с.

6. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века. — Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1991. — 367 с.

7. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. — М.: АСТ, 2002. — 586 с.

8. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. — С. 32–33 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusinst.ru/docs/books/Ivan.Kireevski-Duhovnye.osnovy.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

9. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России [Электронный ресурс]. — URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/292 (дата обращения: 15.05.2020).

10. Никитин В.А. Основы православной культуры. Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. — М., 2002. — С. 391–394.

11. Панищев А.Л. Культура православного христианства в России (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») // Вопросы культурологии. — 2015. — № 3–7.

12. Панищев А.Л. Толерантность в ракурсе соборности русской культуры // Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (25–27 октября 2017 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, С.В. Напалков; отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». — Саров: Интерконтакт, 2017. — С. 284–287.

13. Франк С.Л. С нами Бог. — М.: АСТ, 2003. — 750 с.

1. Aksakov I.S. Nashe znamya — russkaya narodnost'. S. 68 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: file:///C:/Users/Aleksey/Downloads/I.S.Aksakov-Nashe_znamya.pdf (Data obrashcheniya: 15.05.2020).

2. Dostoyevskiy F.M. Besy // Dostoyevskiy F.M. Sobr. soch. v 12 t. T. 8. — M., 1982. — 461 s.

3. Dostoyevskiy F.M. Idiot / F.M. Dostoyevskiy // Sobraniye sochineniy. V 12 t. T. 6. — M., 1982. — 367 s.

4. Dostoyevskiy F.M. Brat'ya Karamazovy // Dostoyevskiy F.M. Sobr. soch. v 12 t., T. 11. — M., 1982. — 623 s.

5. Zernov N.M. Tri russkikh proroka: Khomyakov, Dostoyevskiy, Solov'yov. — M., 1995. — 212 s.

6. Zernov N.M. Russkoye religioznoye vozrozhdeniye KHKH veka. — Parizh: IMKA-PRESS, 1991. — 367 s.

7. Il'in I. Aksiomy religioznogo opyta. — M.: AST, 2002. — 586 s.

8. Kireyevskiy I.V. Dukhovnyye osnovy russkoy zhizni. S. 32–33 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusinst.ru/docs/books/Ivan.Kireevski-Duhovnye.osnovy.pdf (Data obrashcheniya: 15.05.2020).

9. Kireyevskiy I.V. O kharaktere prosveshcheniya Yevropy i o yego otnoshenii k prosveshcheniyu Rossii [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://lib.pravmir.ru/library/ readbook/292 (Data obrashcheniya: 15.05.2020).

10. Nikitin V.A. Osnovy pravoslavnoy kul'tury. Otdel religioznogo obrazovaniya i katekhizatsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi. — M., 2002. — S. 391–394.

11. Panishchev A.L. Kul'tura pravoslavnogo khristianstva v Rossii (didakticheskiye materialy po kursu “Religiovedeniye”) // Voprosy kul'turologii. — 2015. — № 3–7.

12. Panishchev A.L. Tolerantnost' v rakurse sobornosti russkoy kul'tury // Yedinaya rossiyskaya natsiya: problemy formirovaniya yeyo identichnosti: sbornik statey uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (25–27 oktyabrya 2017 g.) / Nauch. red. Ye.V. Valeyeva, S.V. Napalkov, otv. red. S.V. Napalkov; Arzamasskiy filial NNGU; Fond “Russkiy mir”. — Sarov: Interkontakt, 2017. — S. 284–287.

13. Frank S.L. S nami Bog. — M.: AST, 2003. — 750 s.

Статья поступила 13.06.2020

Тема философии славянофилов в религиозной философии России поднималась неоднократно, однако ее освещение в рамках теологического образования в государственных университетах России незначительное. Между тем в русской религиозной философии славянофилы занимают существенное место. По существу, после обнародования идей П.Я. Чаадаева, в которых были заметны симпатии западноевропейской цивилизации, необходимо было отреагировать в русле защиты национальных интересов. В некотором смысле философия в России развивалась как реакция на критику фундаментальных ценностей государства.

Наиболее заметной фигурой в славянофильстве стал А.С. Хомяков — человек высокого нравственного авторитета и ума. В его представлениях история России виделась частью мирового исторического процесса. Здесь нужно принять во внимание то, что А.С. Хомяков большое внимание уделял византийской традиции. В устоявшемся понимании государство ромеев (Восточная Римская империя) мыслилось в категориях растления, лицемерия, трудно понятных придворных интриг и алчности. Разумеется, все эти пороки были свойственны Византии в последние века ее существования, хотя нельзя утверждать, что лицемерие и алчность придворных интриганов чем-то уступали таким же порокам чиновников в Мадриде, Лондоне или Париже. Отнюдь нет, другой вопрос, что в рамках целенаправленной дискредитации Византии и оправдания папы римского, который благословил банды крестоносцев на разорение Царьграда в 1204 г., западноевропейское общество раздувало византийские пороки, выставляя их на первое место. При этом лукаво обходились вниманием все те сокровища, которые были сохранены для мира христианской Византией. Так, все труды древнегреческого философа Платона сохранились в монастырях Византии, где их периодически переписывали. Об учении Платона мы знаем с тех рукописных текстов, которые оставили в Средние века византийские монахи. Нельзя сказать, что в Европе об этом не знают, напротив, об этом и сейчас говорится в католических учебных заведениях, но говорится келейно, сектантски, «для внутреннего пользования», «для своих». В Византии много было и других духовных и интеллектуальных сокровищ, значительная часть из которых были уничтожены католиками и мусульманами, причем последние вели себя гораздо цивилизованнее по сравнению с католическими ордами крестоносцев. Так что культурный уровень Византии был гораздо выше, чем принято думать в широких общественных кругах.

Для Цитирования:
Панищев Алексей Леонидович, Философия славянофильства в русле религиозной философии в России. Вопросы культурологии. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: