Статья поступила 20.01.2017 г.
Начиная со второй половины 2000-х гг., в источниковом поле отечественных исследований киножанра хоррор как специфического культурного феномена произошли определенные сдвиги. Во-первых, можно говорить о преодолении недифференцированного подхода к изучению артефактов массовой культуры, прагматика кинотекстов «низких жанров» (ужасы, экшен и т. д.) перестает осмысляться исключительно как индикатор «уровня культуры» зрителей или «нравственно опасного» потребления западной кинопродукции [12. С. 10]. Вовторых, отечественная наука существенно обогатилась научными трудами, посвященными общей характеристике фильмов ужасов [10; 20] и историкокультурным этапам их развития [9], отдельным субжанрам хоррора [2; 11; 25], кинематографическим образам (предпочтение отдается вампирам и зомби) [1; 6; 14; 24], персоналиям [5; 15; 16], знаковым кинотекстам [18]. В-третьих, активное развитие виртуальных социальных сетей вызвало отток интернетпользователей с тематических форумов, нанеся существенный удар по не слишком большому, но устойчивому сегменту непрофессиональной аналитики. Распад ряда крупных сообществ, обладавших аналитическим потенциалом (например, закрытие в 2011 г. одного из старейших ресурсов Рунета «Комната смерти» — horror.citycat.ru — и переход в «мемориальную фазу» существования форума данного сайта), не был компенсирован в социальных сетях, где доминирующая стратегия участников — общение как таковое, а также краткая оценка увиденного с позиций «смотреть — не смотреть».
Несмотря на существенный прирост тематических публикаций, вышеупомянутые академические исследования соотносятся с традициями различных гуманитарных дисциплин, а оформировании некоего общего полямеждисциплинарных исследований, в рамках которого кинематограф рассматривался бы как система художественных текстов, институт и культурная технология, способная вызвать как кратковременные, так и отсроченные во времени социокультурные эффекты,говорить пока не приходится. Остается практически неисследованным и качественный аспект потребления жанровой кинопродукции публикой, несмотря на то, что в социологических исследованиях неоднократно зафиксирован стабильный интерес подростков и молодежи к фильмам ужасов [4. С. 346, 351; 8. С. 285–287; 21. С. 242–243].